ДОКЛАД КАК НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
РАБОТА
Доклад - вид самостоятельной научно-исследовательской
работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит
различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Доклад
- достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа
в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад (по
содержанию близкий к реферату).
В докладе соединяются три качества исследователя:
умение провести исследование, умение преподнести результаты слушателям
и квалифицированно ответить на вопросы.
Отличительной чертой доклада является научный,
академический стиль. Академический стиль - это совершенно особый
способ подачи текстового материала, наиболее подходящий для написания
учебных и научных работ. Данный стиль определяет следующие нормы:
- предложения могут быть длинными и сложными;
- часто употребляются слова иностранного происхождения, различные
термины;
- употребляются вводные конструкции типа “по всей видимости”,
“на наш взгляд”;
- авторская позиция должна быть как можно менее выражена, то есть
должны отсутствовать местоимения “я”, “моя (точка зрения)”;
- в тексте могут встречаться штампы и общие слова.
Требования к оформлению письменного доклада
такие же, как и при написании реферата, обязательно необходимы:
1. Титульный лист
2. Оглавление (в нем последовательно указываются названия пунктов
доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).
3. Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается
выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются
цель и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы)
4. Основная часть (каждый раздел ее доказательно раскрывает исследуемый
вопрос)
5. Заключение (подводятся итоги или делается обобщенный вывод
по теме доклада);
6. Список литературы.
Можно выделить следующие этапы работы над докладом:
- Подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании
реферата, рекомендуется использовать не менее 8-10 источников).
- Составление библиографии.
- Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений.
- Разработка плана доклада.
- Написание.
- Публичное выступление с результатами исследования.
Общая структура такого доклада может быть следующей:
1. Формулировка темы исследования (причем она должна быть не только
актуальной, но и оригинальной, интересной по содержанию).
2. Актуальность исследования (чем интересно
направление исследований, в чем заключается его важность, какие
ученые работали в этой области, каким вопросам в данной теме уделялось
недостаточное внимание, почему учащимся выбрана именно эта тема).
3. Цель работы (в общих чертах соответствует
формулировке темы исследования и может уточнять ее).
4. Задачи исследования (конкретизируют цель
работы, “раскладывая” ее на составляющие).
5. Гипотеза (научно обоснованное предположение
о возможных результатах исследовательской работы. Формулируются
в том случае, если работа носит экспериментальный характер).
6. Методика проведения исследования (подробное
описание всех действий, связанных с получением результатов).
7. Результаты исследования. Краткое изложение
новой информации, которую получил исследователь в процессе наблюдения
или эксперимента. При изложении результатов желательно давать
четкое и немногословное истолкование новым фактам. Полезно привести
основные количественные показатели и продемонстрировать их на
используемых в процессе доклада графиках и диаграммах.
8. Выводы исследования. Умозаключения, сформулированные
в обобщенной, конспективной форме. Они кратко характеризуют основные
полученные результаты и выявленные тенденции. Выводы желательно
пронумеровать: обычно их не более 4 или 5.
Продолжительность выступления обычно не превышает
10-15 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается
самое главное. В докладе должно быть кратко отражено основное
содержание всех глав и разделов исследовательской работы.
Для успешного выступления с докладом заучите
значение всех терминов, которые употребляются в докладе.
При соблюдении этих правил у вас должен получиться интересный
доклад, который, несомненно, будет высоко оценен преподавателем.
Студенческие
рефераты и доклады