|
|
ВНУТРЕННИЙ АУДИТ
Понятие внутреннего аудита
Внутренний аудит — организованная на экономическом субъекте в интересах
его собственников и регламентированная его внутренними документами
система контроля над соблюдением установленного порядка ведения
бухгалтерского учета и надежности функционирования системы внутреннего
контроля. Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных
предприятиях в связи с тем, что высшее руководство не занимается
повседневным контролем деятельности организации и низших управленческих
структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности
и подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Внутренний аудит
необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления
необходимых изменений внутри предприятия. Особенность внутреннего
аудита в том, что он осуществляется в момент совершения и документального
оформления хозяйственных операций, что позволяет своевременно обнаруживать
недостатки в работе и принимать соответствующие меры к их предупреждению.
Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные службы или
отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъекта: ревизионные
комиссии, ревизоры, внутренние аудиторы, привлекаемые для целей
внутреннего аудита внешние аудиторы, группы внутренних аудиторов.
Функции внутреннего аудита
1) Проверку систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля,
их мониторинг и разработка рекомендаций по улучшению этих систем;
2) Проверку бухгалтерской и оперативной информации, включая экспертизу
средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации
такой информации и составления на ее основе отчетности, а также
специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные
проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам; 3) Проверку
соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований
учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и собственников;
4) Оценку эффективности механизма внутреннего контроля, изучение
и оценка контрольных проверок в филиалах, структурных подразделениях
экономического субъекта; 5) Специальные расследования отдельных
случаев, например подозрений в злоупотреблениях; 6) Разработку и
представление предложений по устранению выявленных недостатков и
рекомендаций по повышению эффективности управления. Задачи внутреннего
аудита определяются руководством исходя из потребностей управления
как подразделения предприятия, так и предприятия в целом: 1) Контроль
за состоянием активов и недопущение убытков; 2) Подтверждение выполнения
внутрисистемных контрольных процедур; 3) Анализ эффективности функционирования
системы внутреннего контроля и обработки информации; 4) Оценка качества
информации, выдаваемой управленческой информационной системой.
Стандарты внутреннего аудита
1. Независимость – внутренние аудиторы независимы, когда они могут
выполнять свою работу свободно и объективно. Независимость внутреннего
аудитора определяется его организационным статусом (т.е. функциям
и подчинением) отдела внутреннего аудита, правами и обязанностями
внутреннего аудитора, в том числе доступом к высшему руководству.
2. Профессионализм – концепция профессионализма предполагает, что
внутренний аудитор должен иметь определенный уровень подготовки,
опыта и квалификации, уметь распознавать и оценивать отклонения,
исполнять свои обязанности в соответствии с этическим кодексом.
3. Получение компетентных доказательств – компетентное определение
доказательств в зависимости от степени уверенности в том, что предоставленная
информация является действительной, достоверной и имеет отношение
к доказываемому вопросу. 4. Формулирование (заключение) мысли –
аудиторское заключение должно быть максимально точным и кратким
при оценке работы подразделений.
Этапы проведения внутреннего аудита
1. Планирование внутреннего аудита: подготовка к предстоящей проверке;
составление плана и программы на проведение проверки. 2. Проведение
внутреннего аудита: организация работы на месте; проведение внезапных
инвентаризаций; обследование проверяемого объекта; документальная
проверка хозяйственных операций; 3. Отчет внутреннего аудита: систематизация
материалов проверки; составление отчетных документов по проверке,
их согласование и подписание должностными лицами, осуществляющими
руководство объектом; доклад результатов проверки должностным лицам,
назначившим проверку. 4. Организация последующего аудиторского контроля:
устранение недостатков, неточностей, ошибок; контроль за устранением
недостатков, неточностей, ошибок.
Нормативные документы и аудиторские Правила
(стандарты) по внутреннему аудиту
1. Закон РФ «Об акционерных обществах» №208-ФЗ от 26.12.95г.; 2.
Закон РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» №14-ФЗ от
08.02.98г.; 3. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Изучение
и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе
аудита»; 4. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Изучение
и использование работы внутреннего аудитора».
Служба внутреннего аудита и его структура
Внутренний аудит может быть организован: а) в форме постоянно действующей
ревизионной комиссии (ревизора), избираемой и принимаемой ежегодно
на общем собрании акционеров для утверждения годовой отчетности;
б) в форме отдела внутреннего аудита, подотчетного непосредственно
руководителю предприятия; в) в форме группы контроля; г) в форме
инвентаризационного бюро; д) в форме договора с аудиторской фирмой
на ведение внутреннего аудита.
Организационные формы внутреннего аудита
1. Он может быть организован на крупных и средних предприятиях как
самостоятельное структурное подразделение, подчиняющееся непосредственно
руководителю предприятия; 2. Может быть организован как самостоятельное
структурное подразделение головной организации, осуществляющее контроль
за дочерними и зависимыми организациями.
Примерный состав и структура службы внутреннего
аудита
1. Руководитель службы (председатель ревизионной комиссии). На эту
должность целесообразно назначать высококвалифицированных специалистов
с высшим экономическим или юридическим образованием, опытом руководящей,
бухгалтерской или юридической работы, прошедших аттестацию на квалификацию
профессионального аудитора или профессионального бухгалтера. 2.
Специалист по расчетам с головной организацией. 3. Специалист по
камеральным и документальным проверкам отчетности филиалов. 4. Два
методиста-бухгалтера от регионов. 5. Специалист по налоговому учету.
6. Специалист по правовым вопросам. 7. Специалист по финансовому
анализу. Сотрудники службы внутреннего аудита должны иметь образование,
соответствующее характеру их деятельности. Служба внутреннего аудита
при необходимости должна иметь возможность привлекать к работе экспертов,
применяя отдельные положения аудиторского правила (стандарта) «Использование
работы эксперта». В практической работе служба внутреннего аудита
руководствуется законами Российской Федерации, Указами Президента,
постановлениями Правительства РФ, инструкциями, приказами министерств
и ведомств, Учредительными документами и другими внутрифирменными
документами и распоряжениями, Положениями о структурном подразделении
(Положением о ревизионной комиссии), должностными инструкциями и
контрактами, заключенными между аудитором и представителем предприятия.
В процессе создания отдел внутреннего аудита
проходит следующие этапы
1. Разработка Приказа о создании отдела внутреннего аудита и Положения
об отделе внутреннего аудита. 2. Подготовка стратегического плана
отдела внутреннего аудита. 3. Разработка первичного плана аудита.
4. Определение штата. Разработка должностных инструкций сотрудников
отдела. 5. Создание структуры отчетности. 6. Принятие профессиональных
стандартов. 7. Сотрудничество с независимой аудиторской службой.
Деятельность службы внутреннего аудита имеет для руководства предприятия
информационное и консультационное значение. Сотрудники службы внутреннего
аудита должны сохранять свою независимость и объективность в суждениях
и руководствоваться Кодексом этики внутреннего аудитора. Кодекс
профессиональной этики внутренних аудиторов должен состоять из этических
принципов внутреннего аудита и основных положений по поведению внутренних
аудиторов. Этические принципы – ключевое условие достижения цели
внутреннего аудита – должны отражать следующие основные моменты:
независимость, объективность, лояльность, ответственность, конфиденциальность.
Планирование внутреннего аудита
Планирование — начальный этап проведения аудита — состоит в разработке
общего плана аудита с указанием ожидаемого объема работы, графиков
и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы,
определяющей объем, виды и последовательность аудиторских процедур,
необходимых для формирования объективного и обоснованного мнения
о проверяемом объекте. Внутренний аудитор осуществляет проверку
на основе действующей на предприятии учетной политики. Источниками
получения информации о предприятии, его структурных подразделениях
и филиалах являются: 1) положение о структурном подразделении, филиале,
должностные инструкции и трудовые контракты работников подразделения;
2) протоколы заседаний совета директоров и других аналогичных органов
управления предприятия; 3) статистическая, бухгалтерская, внутрифирменная
отчетность и оперативные сведения о выполнении заданий и договоров
предприятием, подразделением и филиалом; 4) внутрифирменные инструкции,
методические пособия, график документооборота и другие документы,
регламентирующие производственную деятельность и организационную
структуру предприятия, подразделения и филиала; 5) материалы служебных
расследований, акты рекламаций, судебные и арбитражные документы;
6) визуальный осмотр помещений предприятия, подразделения и филиала.
Ежегодно, до наступления отчетного года, работники службы внутреннего
аудита составляют общий план аудиторских проверок, ревизий, инвентаризаций.
В общем плане аудита рекомендуется предусмотреть
1) формирование аудиторской группы, её численность, включая специалистов
других подразделений, привлекаемых к проведению аудита; 2) распределение
проверяющих в соответствии с их профессиональными качествами и должностными
уровнями по конкретным участкам; 3) инструктирование всех членов
группы об их обязанностях и правах, доведение информации о проверяемом
объекте; 4) ведение рабочей документации; 5) документальное оформление
проведенной работы и порядок её согласования с должностными лицами
проверяемого объекта. Общий план должен служить руководством в осуществлении
программы аудита. Программа аудита – совокупность методов и приемов
внутреннего аудита, оформленная документально в установленной форме.
Программа аудита включает в себя перечень аудиторских процедур,
применяемых в данной аудиторской проверке, а также их характер,
сроки, объем и конкретных исполнителей. По каждому разделу аудиторской
программы формируются документально подтвержденные выводы, которые
и являются основанием для формирования мнения аудитора и представления
его в отчете внутреннего аудитора. При наличии филиалов составляется
План-график проверок филиалов. Перед проведением проверки следует
определить объем аудиторской выборки (оценочно, по аналогии с прошлыми
проверками, либо статистическими методами, основанными на вероятности
появления ошибок), также необходимо ознакомиться с имеющимися аудиторскими
документами на проверяемое управление.
Методы и приемы, используемые при проведении
внутреннего аудита
Методы внутреннего аудита представляют собой совокупность финансовых,
экономических, организационных, оперативно-технических и фактических
способов и приемов по проверке производственной и финансово-хозяйственной
деятельности предприятия с целью изучения состояния их экономики
и финансов, эффективности использования материальных и финансовых
ресурсов, сохранности активов и своевременности возврата обязательств,
обеспечения законности, достоверности и целесообразности хозяйственных
операций, а также их оформления первичными документами, служащими
основанием для отражения в бухгалтерском учете. В отличие от внешнего
аудита, носящего, как правило, официальный характер и проводимого
уже по оформленной финансовой отчетности, внутренний аудит на предприятии
может носить как плановый, так и внезапный характер. Поэтому для
него характерны все три этапа контроля: предварительный — до совершения
хозяйственных операции; текущий — во время осуществления хозяйственных
операций и последующий — после их совершения. Для получения аудиторских
доказательств при проведении внутреннего аудита широко используются
приемы фактического контроля (сплошная и выборочная инвентаризация,
осмотр, обследование, контрольные обмеры, контрольный запуск сырья,
экспертиза и лабораторные анализы), документальный контроль с применением
юридической проверки и аналитических процедур, наблюдение, сравнение
и сопоставление, встречные проверки, обзор неопределенных обязательств,
подтверждение, опрос, проверка механической прочности, аудиторская
выборка, а также другие разнообразные приемы и методы проверок по
усмотрению аудитора.
Инвентаризация
При проведении внутреннего аудита широко используется инвентаризация
ценностей – физическая проверка – осмотр и подсчет аудитором материальных
активов (производственных запасов, денежных средств, основных фондов
и пр.), а также инвентаризация расчетов и обязательств и других
статей баланса, с целью проверки их наличия и сохранности, а также
установления их соответствия ведомостям учета материальных ценностей.
Документация по инвентаризации: 1) Приказ о проведении инвентаризации;
2) Инвентаризационные описи; 3) Акты инвентаризации; 4) Сличительные
ведомости.
Осмотр
Представляет собой непосредственное изучение компетентным человеком
определенных объектов учета, выполняющих в хозяйственной системе
те или иные конкретные функции, а также, если это потребовалось,
фиксацию важной информации об особенностях осмотренных объектов.
Обследование
Как и осмотр, обследование – это непосредственное изучение компетентными
работниками определенных объектов хозяйственной системы. Однако
при обследовании чаще осуществляется документирование важной информации
об их выявленных дополнительных особенностях. Это могут быть акты,
протоколы и другая подобная документация.
Контрольный обмер
С его помощью определяется фактически выполненный объем строительных
или строительно-монтажных работ, произведенных хозяйственным или
подрядным способом и правильность их оплаты. По результатам контрольного
обмера составляется акт и ведомость перерасчета.
Контрольный запуск сырья и материалов
Контрольные запуски сырья и материалов в производство позволяют
выявить недостатки и нарушения в нормировании и технологии производства,
вскрыть каналы создания неучтенных излишков незавершенного производства
и готовой продукции за счет применения завышенных норм расхода сырья,
необоснованного списания сверхнормативных потерь, изменения технологического
режима, искажения качественных характеристик продукции. Результаты
контрольного запуска сырья и материалов оформляются промежуточным
актом.
Экспертиза
Исследование специалистом каких-либо вопросов (проверка подлинности
документов, денежных знаков, ценных бумаг), решение которых требует
специальных познаний в соответствующей области, с предоставлением
мотивированного заключения. Результаты эксперта оформляются заключением
эксперта.
Лабораторный анализ
Это выявление необходимых показателей качества тех или иных объектов
контроля путем соответствующего (физического, химического или биологического)
анализа в стационарных условиях (в лаборатории).
Встречная проверка
Это способ сопоставления записей в учетных регистрах проверки документов
путем сравнения их с другими документами или их копиями, находящимися
в распоряжении третьих лиц. Цель – подтвердить правильность отражения
хозяйственных операций.
Аудиторская выборка
Выборка – это статистический метод, заключающийся в отборе данных
из проверяемой совокупности по определенному интервалу, признаку
или носит случайный характер.
Проведение аналитических процедур
Аналитические процедуры, играющие основополагающую роль при получении
аудиторских доказательств в ходе внутреннего аудита, состоят в выявлении,
анализе, оценке и проверке по существу соотношений между финансово-экономическими
показателями деятельности предприятия и определении их взаимной
причинно-следственной связи. Основная цель аналитических процедур
— поиск и выявление наличия или отсутствия необычных или неверно
отраженных фактов хозяйственной деятельности, определяющих результаты
хозяйственной деятельности и области потенциального риска.
Оценка состояния бухгалтерского учета и
системы внутреннего контроля
Осуществляется по следующим этапам: Ознакомление с организацией
бухгалтерского учета и состоянием системы внутреннего контроля.
Аудитор должен ознакомиться с системой бухгалтерского учета: учетной
политикой, организацией работы бухгалтерии и документооборотом,
формой ведения учета, использования вычислительной техники, применяемыми
в учете средствами контроля. Аудитору следует убедиться в применении
таких процедур внутреннего контроля, как арифметическая проверка
записей, сверка расчетов, проверка правильности документооборота
и наличия разрешительных подписей руководителей, проведения инвентаризаций
и т.д. Программа внутреннего аудита: 1. Проверка соблюдения порядка
ведения кассовых операций. 2. Инвентаризация наличия денежных средств.
3. Проверка правильности заполнения первичных документов и ведения
учетных регистров. 4. Проверка полноты и своевременности оприходования
денежных средств и правильности отражения расходов.
Внутренний аудит операций на счетах в банке
Программа внутреннего аудита: 1) установление количества расчетных
и других счетов в банках и наличия банковских выписок по всем счетам;
2) проверка непрерывности информации (начальное сальдо последующей
выписки должно соответствовать конечному сальдо предыдущей); 3)
проверка наличия первичных документов, подтверждающих банковские
операции; 4) ведение книги регистрации платежных поручений; 5) получение
наличных денег в банке, полнота их оприходования в кассу, хранение
чековой книжки; 6) правильность бухгалтерских проводок по банковским
операциям; 7) общий вывод о значимости ошибок в учете безналичных
денежных средств и их влиянии на достоверность отчетности.
Внутренний аудит внешних расчетов
Программа внутреннего аудита: 1) выявление видов расчетов; 2) наличие
задолженности и реальность её погашения, а также лиц, виновных в
пропуске сроков исковой давности; 3) порядок списания долгов, нереальных
для взыскания; 4) обоснованность, своевременность и правильность
оформления документов по претензиям, выставляемым проверяемой организацией;
5) правильность бухгалтерских проводок; 6) правильность ведения
аналитического учета расчетов; 7) общий вывод о значимости ошибок
в учете расчетов и их влиянии на достоверность отчетности.
Внутренний аудит расчетов по заработной
плате
Программа внутреннего аудита: 1) наличие и правильность оформления
штатного расписания; 2) соответствие фактически установленных должностных
окладов утвержденному штатному расписанию; 3) оформление табеля
учета рабочего времени и лицевых счетов по начислению заработной
платы; 4) выборочная проверка начисления заработной платы и всех
видов доплат; 5) общий вывод о наличии ошибок, их значимости и влиянии
на достоверность отчетности.
Внутренний аудит операций с основными средствами
Программа внутреннего аудита: 1) обеспечение сохранности ОС, назначение
приказом руководителя материально-ответственных лиц, наличие договоров
о полной индивидуальной материальной ответственности, заключенных
с ними; 2) своевременность проведения инвентаризации ОС в течение
последних двух-трех лет; 3) правильность классификации ОС на производственные
и непроизводственные, собственные и арендованные, находящиеся в
производстве, в запасе и на консервации; 4) проверка правильности
отнесения объекта к ОС; 5) ведение аналитического учета ОС; 6) проверка
правильности оценки и переоценки ОС; 7) проверка правильности документального
оформления и учета поступления ОС; 8) проверка правильности начисления
и отнесения на затраты износа ОС; 9) проверка правильности отражения
в учете выбытия ОС, налогообложение выбытия ОС; 10) общий вывод
о значимости ошибок в учете ОС и их влиянии на достоверность отчетности.
Внутренний аудит операций с нематериальными
активами
Программа внутреннего аудита: 1) проверка правильности отнесения
объекта к НМА; 2) ведение аналитического учета НМА; 3) проверка
правильности документального оформления и учета поступления НМА;
4) проверка правильности начисления амортизации НМА; 5) проверка
правильности отражения в учете выбытия НМА, налогообложение выбытия
НМА; 6) оценка состояния учета НМА и отчетности по ним, анализ их
использования; 7) общий вывод о значимости ошибок в учете НМА и
их влияние на достоверность отчетности.
Внутренний аудит сохранности учета производственных
запасов
Программа внутреннего аудита: 1) наличие приказа о назначении материально
ответственных лиц, договоров о материальной ответственности; 2)
правильность оформления документов по приходу и расходу производственных
запасов; 3) наличие аналитического учета, его соответствие синтетическому
учету; 4) наличие и оборудование складских помещений, правильность
учета производственных запасов на складе; 5) наличие актов ежегодной
инвентаризации производственных запасов; 6) общий вывод о значимости
ошибок в учете производственных запасов и их влиянии на достоверность
отчетности.
Внутренний аудит финансовых капитальных
вложений
Программа внутреннего аудита: 1) проверка правильности классификации
финансовых вложений по срокам; 2) сплошная проверка всех операций
финансово-инвестиционного цикла; 3) проверка правильности бухгалтерского
учета налогообложения по доходам от ценных бумаг; 4) проверка предоставления
организацией займов другим юридическим лицам; 5) общий вывод о значимости
ошибок в учете финансовых капитальных вложений их влиянии на достоверность
отчетности.
Внутренний аудит правильности начисления
налогов
Программа внутреннего аудита: 1) правильность расчетов налогов и
сборов; 2) правильность начисления единого социального налога и
отчислений в фонд социального страхования; 3) общий вывод о значимости
ошибок при начислении налогов и их влиянии на достоверность отчетности.
Проведение проверки отдельных филиалов
Внутреннему аудиту подлежат операции с наличными денежными средствами,
операции на счетах в банке, внешние расчеты, включая расчеты с головной
организацией, расчеты по заработной плате, операции с имуществом
филиала. В отдельных случаях необходимо провести проверку финансовых
и капитальных вложений, фондов, резервов, кредитов и займов. Особе
внимание необходимо уделить проверке затрат, включаемых в себестоимость
продукции, и выручки от реализации продукции, финансовых результатов,
правильности начисления налогов. Служба внутреннего аудита должна
разработать методику проведения финансово-экономического анализа
деятельности филиалов, а также обеспечить методическую поддержку
филиалов.
К моменту завершения проверки вся рабочая документация должна быть
создана и завершена оформлением. Она должна создаваться на машинных
или иных носителях информации, обеспечивающих сохранность сведений,
содержащихся в них, в течение времени, установленного для хранения
рабочей документации в архиве. Рабочие документы должны иметь, как
правило, ссылку на источник сведений, включенных в них. Если в них
используются условные обозначения (символы), то они должны быть
объяснены. Каждый документ должен иметь идентификационный номер.
Система построения и порядок присвоения идентификационных номеров
таким документам устанавливаются аудиторской организацией.
Обобщение обнаруженных нарушений дается в «Письменно информации
внутреннего аудитора», в которой содержатся сведения о всех выявленных
недостатках и нарушениях в бухгалтерском учете и отчетности. Она
составляется в двух экземплярах. Один экземпляр передается руководителю
и главному бухгалтеру для ознакомления, выявления возможных разногласий
и урегулирования спорных положений. Второй экземпляр используется
для итоговой отчетности.
Отчет внутреннего аудита
Для внутреннего аудита нет разработанной формы отчетности. Она может
иметь разные документальные формы: 1) Аудиторские справки; 2) Аудиторское
заключение; 3) Справка об экспертизе; 4) Докладная записка; 5) Отчет
о проверке; 6) Акт ревизии и т.п. Целесообразно исходить из названия
«Отчет», поскольку это соответствует российским стандартам, и разработать
систему требований к составлению отчетов по разным направлениям
деятельности службы внутреннего аудита. Отчет внутреннего аудитора
может иметь 3 части.
Вводная часть отчета внутреннего аудита должна включать: 1. Номер
отчета. 2. Название подразделения, филиала, предприятия. 3. Наименование
населенного пункта, на территории которого производится проверка.
4. Дата написания отчета. 5. Срок проведения проверки в соответствии
с общим планом или планом-графиком проведения внутреннего аудита.
6. Указания на вопросы проверки (в случае внеплановой проверки).
7. Период деятельности организации, за который проведена проверка.
8. Дата начала и окончания проверки. 9. Фамилии, имена и отчества
лиц, проводивших и принимавших участие в проверке. 10. Фамилии,
имена и отчества руководства проверяемого подразделения, филиала,
предприятия. 11. Иные необходимые сведения.
Аналитическая часть отчета содержит систематизированное изложение
документально подтвержденных фактов нарушений, выявленных в ходе
проверки, или указание на отсутствие таковых, и связанных с этими
фактами обстоятельств, имеющих значение для принятия правильного
решения по результатам проверки. Итоговая часть отчета должна содержать
общий вывод о состоянии бухгалтерского учета, внутреннего контроля
и отчетности, а также предложения по устранению выявленных нарушений.
При составлении отчета внутреннего аудитора из «Письменной информации
внутреннего аудитора» берутся сведения о наиболее существенных нарушениях
в учете, значительно искажающих отчетность, делается общий вывод
о степени достоверности отчетности с указанием нарушений, которые
снижают достоверность отчетности или ставят ее под сомнение. Мнение
внутреннего аудитора должно быть подкреплено ссылкой на соответствующие
законодательные и инструктивные документы с развернутой аргументацией
причин, приведших к такому мнению.
Отчет внутреннего аудитора должен содержать раздел, посвященный
анализу платежеспособности и финансовой устойчивости организации,
а также прогнозной оценке ее финансового состояния на будущее. Отчет
внутреннего аудитора заполняется в 3-х экземплярах, один из которых
передается руководству проверяемой организации, другой экземпляр
— в адрес вышестоящей организации (заказчика для службы внутреннего
аудита), третий — в архив службы внутреннего аудита.
Отчет подписывается руководителем службы внутреннего аудита. Все
три экземпляра отчета являются первыми.
Отчеты по результатам выездных проверок филиалов составляет руководитель
группы аудиторов. Аналитические отчеты по итогам финансово-хозяйственной
деятельности филиалов и всей организации в целом составляется специалистом
по расчетам с головной организацией на основании данных квартальной
и годовой отчетности и документов, создаваемых в ходе выездных проверок.
Аналитические справки и отчеты по отдельным вопросам, возникающим
в ходе управления организацией, могут быть составлены любым штатным
работником службы внутреннего аудита. Итоговым документом по результатам
проделанной работы является отчет службы внутреннего аудита о проделанной
работе, который составляет и подписывает руководитель службы внутреннего
аудита.
Организация последующего аудиторского контроля
Служба внутреннего аудита должна осуществлять следующие мероприятия
последующего аудиторского контроля: 1) осуществлять методическую
поддержку обособленных подразделений (выпускать информационный бюллетень
с рекомендациями по ведению учета, налогообложению); 2) организовывать
семинары по обучению и повышению квалификации бухгалтеров и экономистов
подразделения, филиала, предприятия; 3) проводить консультации по
текущим вопросам; 4) оказывать консультирование по автоматизации
учетно-аналитической работы; 5) осуществлять контроль за эффективностью
систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля; 6) осуществлять
контроль за соблюдением законодательства, нормативных актов, требований
учетной политики; 7) осуществлять контроль за сохранностью и состоянием
имущества подразделения, филиала, предприятия; 8) осуществление
мероприятий по предупреждению злоупотреблений и специальных расследований.
Автор-составитель: С.В. Черемшанов
Источник: www.chirik-chirik.chat.ru
|