|
|
ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ
Понятие человека
Человек - субъект общественно-исторического процесса развития материальной
и духовной культуры на Земле, био-социальное существо, генетически
связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря
способности производить орудия труда, обладающее членораздельной
речью и сознанием, творческой активностью и нравственным самосознанием.
(Академик Фролов)
Понятие общества
Общество - совокупность людей на определенном этапе исторического
развития (феодальное общество). Круг людей, объединенных общностью
положения, интересов, происхождения (дворянское общество). Добровольное
объединение людей для какой-либо цели (спортивное общество). Та
или иная среда (дурное общество). Узкий круг людей дворянской среды
(бывать в обществе). Все человечество. Научное определение: общество
- обособившееся от природы часть материального мира, представляющая
собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. Социологическое
определение: общество - это самодостаточное, т.е. способная к самовоспроизведению
группа людей.
Общество, как особая часть материального
мира
1. Отличие общества от природы. Главное - человек носитель воли
и сознания. Человек - создатель особого мира (ноосферы) - сферы
человеческого разума (Академик Вернадский). Взаимосвязь и взаимовлияние
человека и природы. 2. Общество - динамическая система Система,
меняющая свое состояние в пространстве и во времени. Система - это
структурно упорядоченная и целостно организованная совокупность
взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Система-общество.
Подсистемы: Экономическая сфера - производство материальных благ
- деятельность по производству материального субстрата. Социальная
сфера - производство человека - деятельность по производству субъекта.
Политическая сфера - управление - деятельность по производству связей
и отношений. Духовная - производство духовных благ - деятельность
по производству духовных благ (знаний). Требования к элементу: 1.
Структурная изоморфность (элемент должен входить во все сферы общественной
жизни); 2. Элементарность элемента (неделимость элемента в рамках
начального определения системы).
Элементы общественной жизни: 1. Субъект - носитель целенаправленной
активности. Субъект может быть единичным - человек, и интегративным
- группа людей, обладающая единством воли. 2. Материальный субстрат
общественной жизни (социокультурные предметы, материальные вещи).
3. Связи и отношения. Связи бывают между субъектом и объектом. Отношения
бывают между двумя субъектами. 4. Духовные значения (идеальный мир).
Идеально существуют, как технические процессы в голове человека
и в качестве объективированного процесса. Смысл общественной жизни
в воспроизводстве с помощью деятельности. Вывод: 4 элемента - 4
вида деятельности и сферы общественной жизни.
Понятие общественного прогресса
Прогресс - движение от худшего к лучшему, от менее совершенного
к более совершенному. Главная проблема - проблема критерия. Критерий
прогресса - критерий в развитии разума; критерий в развитии нравственности;
критерий в развитии производителя. Интегральный критерий - рост
социальной свободы.
Ранние формы религии (формы первобытных
верований)
1. Фетимизм - фетим - идол, талисман - почитание различных объектов
действительности, которым люди приписывали сверхъестественные свойства:
способность помогать, исцелять, предохранять от врагов. Амулет-предохраняет;
талисман - приносит счастье.
2. Тотемизм - вера в существование сверхъестественной связи, родства
между группой людей и определенным видом животных или растений.
Тотем - предок рода или его родоначальник.
3. Магия (греч. колдовство, волшебство, чародейство) употребляется
в двух смыслах: а) совокупность представлений, связанных с возможностью
воздействовать на людей, предметы и явления окружающего мира сверхъестественным
путем. б) само воздействие. Целевое назначение: 1. производственное
(заклинание орудий труда, вызывание дождя). 2. военное (ритуальные
пляски воинов). 3. вредоносное. 4. лечебное. 5. любовное.
4. Анимизм (лат. анима - душа) - вера в духовные сущности, заключенные
в предметах или существующие отдельно от них (нимфы, русалки).
5. Аниматизм - представление о безличной духовной силе, которая
пронизывает весь мир и оказывает влияние на жизнь людей, при обращении
к которой можно поставить ее на службу человеку.
Миф, как попытка объяснить мир и человека
1. Мифология употребляется в двух смыслах: а) собрание мифов; б)
наука о мифах. Мифы - это произведения народной фантазии, содержащие
в себе наивно олицетворяющие объяснения фактов реального мира (Токарев).
2. Отличие мифа от сказки, легенды, религии. Миф - картина мира,
содержащая наивное объяснение мира. Сказка в отличие от мифа, не
содержит никаких объяснений, хотя в ней есть морально-назидательный
элемент. Легенда - привязана к определенному историческому событию,
а миф - нет. Миф - существенная часть религии, но религия не исчерпывается
мифом, т.к. религия включает в себя культ и веру. Миф - это своего
рода первобытная наука и философия.
3. Типы мифов. о животных и растениях, о небесных явлениях, космогонические
и антропогонические, - креационистские (креационизм - акт творения),
эволюционистские (постепенное развитие мира), эсхатология (мифы
о конце света), о происхождении рождения и смерти, мифы о великом
потопе, о непорочном зачатии, об умирающем и воскресающем боге,
о происхождении различных культурных благ и явлений человеческой
жизни, искусственные мифы.
4. Специфические черты мифологии. 1. Миф всегда образен. 2. Миф
строится не на смысловых связях, а на ассоциативных связях. 3. Антропоморфизм
(очеловечивание явлений природы). 4. Супернатурализм мира или сверхприродность.
Не отличие естественного от сверхъестественного. 5. Оживотворение
и одушевление природы. 6. Генетизм в мифах: миф происхождение предмета
выдает за его сущность. Миф - система образов, а наука - это система
абстракций и идеализаций. 7. Миф паради (неприкаемый образец). 8.
Миф - это объяснение мироздания через перенесение на природу родовых
отношений, т.е. миф - мера восприятия и мировоззрение родового общества.
Структура религии
Религия - святыня, набожность, предмет культа (лат.). Включает в
себя: 1. Религиозное мировоззрение - совокупность представлений
о мире и человеке (система догматов). 2. Религиозный культ - совокупность
особых действий. Виды культа: магия (колдовство) - активное воздействие;
умилостивительный - просьба. Элементарные культовые акты: поклоны,
падения ниц, крестные знамения. Более сложные: жертвоприношения,
крещения, молитвы. 3. религиозные чувства - совокупность особых
переживаний, связанных с верой.
Атеизм и религия
Атеизм: 1. Религия - фанатическое отражение в головах людей тех
внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни,
отражение, в котором земные силы приобретают форму неземных. (Энгельс).
2. Бог - иллюзорный образ, наделенный сверхъестественными свойствами,
являющийся главным объектом поклонения во всех религиях. 3. Вера
- бездоказательное принятие истинности тех или иных объектов. 4.
Социальная роль религии - “вздох угнетенной твари, дух бездушных
порядков, сердце бессердечного мира, опиум для народа” (Маркс).
Религия - иллюзорная компенсация слабости человека, его бессилие,
отсюда ее реакционная роль, религия тормозит прогресс, препятствует
развитию личности, служит угнетению человека.
Функции религии: иллюзорно-компенсаторская, мировоззренческая, регулятивная,
интегрирующая.
Религия: 1. Религия есть взаимоотношения между Богом и человеком.
2. Бог - творец неба и земли промыслитель Вселенной, носитель высших
духовных совершенств. Бог есть дух, вечный, бесконечный, всемогущий,
всеведущий, всеблагой и вседовольный. Бог - бесконечно неподобен
сотворенному им. 3. Вера - стремление к высочайшей истине, неизменному
добру и вечному блаженству, т.е. к Богу, данное человеку от природы.
4. Социальная роль религии - в ней человек находит для себя высшее
и совершенное удовлетворение и руководство к своей жизнедеятельности.
Классификация религии
1. Племенные. 2. Национальные. 3. Мировые:- буддизм, ислам, христианство:
- православие, католицизм, протестантство. Буддизм - сер. 1-го тысячелетия
до н.э. Ислам - 7 в. н.э., основатель Мухамед. Христианство 1 в.
н.э.
Определение философии
а) Аристотель: “Философия - это учение о превоналах и высших причинах
всего сущего. В сущем выделяется две части: 1. Природа - материальный
мир, его изучает физика (2 философия). 2. Нематериальные сущности
(первоначала и высшие причины) изучает метафизика (1 философия)
б) Ницше: “3 предмета исследования философии - бог, душа, мир, как
целое. Задача философии - ответить на 3 вопроса: что я могу узнать?
что мне делать? на что я могу надеяться?”
в) Сов. философия: "Философия - наука о наиболее общих законах
природы, общ. и познания".
г) Итоговое определение: “ Философия - это учение об общих принципах
бытия и познания, об отношении человека к миру.”
д) Основной вопрос философии: “Это вопрос об отношении сознания
к бытию, мышления к материи, духа к природе, об отношении психического
и физического, субъективного и объективного.” 1) Что первично -
материальное или духовное?” 2) Познаваем ли мир? В зависимости от
решения основного вопроса философы делятся на: материалистов, идеалистов
(объективные и субъект-е), дуалистов.
Философия Платона.(4-5 до н. э.)
Ученик Сократа, основатель афинской философской школы Академии.
Учение Платона - это система объективного идеализма. Изменчивому
и приходящему миру вещей Платон противопоставил вечный и неизменный
мир идей. Истинное бытие - это умопостигаемые и бестелесные идеи.
Платон выделяет 3 уровня бытия: 1) материя - это источник вещности,
изменчивости, единичности, бренности, зла и несвободы. 2) мир вещей-
изменчивый, приходящий, смертный, несовершенный, “чувственный”.
3) мир идей - умопостигаемый, вечный, неизменный и совершенный.
Идеи- образец и прообраз вещей. Вещи- тени, отображение идей. Все
вместе- душа космоса. Душа космоса- творческая сила, кот. связывает
вещи и идеи, заставляет идеи присутствовать в вещах, а вещи подражать
идеям.
Учение о человеке, обществе, государстве
Государство - совместное поселение. Оно возникает как результат
многообразия чел. потребностей и вытекающего отсюда общ. разделения
труда. 4 неправильных вида государства: демократия, тирания, олигархия,
темократия. Платон предлагает модель идеального государства: 1)
3 части чел. души. 2) 3 добродетели. 3) 3 сословия: 1) разумная
часть - мудрость - правители-философы. 2) яростная (волевая) - мужество
- воины.3) вожделеющая - повиновение - ремесленники и земледельцы.
Такое государств справедливо, т. к. все в нем служат ему, как некой
целостности и занимаются своими делами, не вмешиваясь в чужие.
Социализм Платона
Частная собственность - источник социального зла и несправедливости:
она разрушает целостность и единство государства. Социализм Платона
носит казарменный характер. Философы не имеют не только частной,
но и личной собственности. Живут вместе. Вознаграждение - продовольствие.
Упразднение семьи. Государство счастливо в целом, а не в отдельных
частях.
Философские взгляды Аристотеля
1) Критика Платона: “Платон мне друг, но истина дороже.” Сущность,
т. е. идея не может быть вне того, сущностью чего она не является.
2) Определение философии.
3) Аристотель о сущности: В центре философских исследований Аристотеля
поиск сущности вещей. Сущность есть то, что делает вещь тем, чем
она является. По Аристотелю сущность - это видовые отличия вещей,
т. е. минимально общее этих вещей, кот. Аристотель называет формой.
4) Четыре причины, по кот. существуют все вещи и мир в целом: а)
формальная - активное, идеальное начало, сущность вещи, кот. как
бы вносится в материю и творит вещи. б) материальная - материя -
это пассивное начало, бесформенное, неопределенное, безжизненное.
в) целевая - все процессы обусловлены через цель. Цель - стремление
к своему благу, к реализации себя. г) движущая причина - указывает
на источник движения. 4 причины - материальная (из чего?), формальная
(что это есть?), движущая (откуда начало движения?), целевая (ради
чего?) - бог.
Бог- вместилище сущностей, перводвигатель, цель всего сущего. Всё
стремится к богу, и стремясь к нему самореализуется. Бог - чистая
действительность и в этом смысле высшая реальность. Бог неизменен,
т. к. он совершенен. Бог - чистое деятельное мышление. Бог - духовный
абсолют, в кот. субъект совпадает с объектом.
|