Российский студенческий портал

На главную страницу Экзаменационные вопросы Студенческие лекции Колекция шпаргалок Доклады, рефераты, курсовые, дипломы Самые интересные статьи на различные темы Студенческая библиотека Студенческий фотоальбом Студенческое творчество Анекдоты, афоризмы, истории, розыгрыши, тосты Игры, мультфильмы, переводчик Магазин игрушек
Шпаргалки, конспекты лекций, вопросы и ответы  к экзаменам Студенческий сайт. Все что нужно для учебы: рефераты, доклады, конспекты лекций, шпаргалки, вопросы для подготовки к экзаменам
Российский студенческий портал - www.x-student.ru
Карта сайта - Ссылки - О проекте
 
 
Мы в соцмедиа:
В контакте Facebook Twitter LiveJornal Одноклассники Google+ Youtube
 
В разделе «Лекции» собраны ученические и студенческие конспекты лекций по множеству предметов. Здесь вы найдете студенческие конспекты лекций по экономическим, юридическим, предпринимательским, общеобразовательным гуманитарным и техническим дисциплинам. Это крупнейшая в рунете коллекция студенческих конспектов. Просто находка для студента! Уникальный учебный материал, который был собран и написан нами за время студенческой учебы. Данные лекции можно использовать как для подготовки к зачетам и экзаменам, так и для написания шпаргалок, рефератов и других учебных студенческих материалов. Используйте наши студенческие лекции и шпаргалки только в личных целях для подготовки и сдачи экзаменов и зачетов. Администрация студенческого портала не несет ответственности за возможные проблемы, которые могут возникнуть во время использования лекций.
 
       

 
 

Каталог студенческих конспектов лекций

 
Лекции

 

РЕЛИГИЯ

Структура религии
Религия - святыня, набожность, предмет культа (лат.). Включает в себя: 1. Религиозное мировоззрение - совокупность представлений о мире и человеке (система догматов). 2. Религиозный культ - совокупность особых действий. Виды культа: магия (колдовство) - активное воздействие; умилостивительный - просьба. Элементарные культовые акты: поклоны, падения ниц, крестные знамения. Более сложные: жертвоприношения, крещения, молитвы. 3. религиозные чувства - совокупность особых переживаний, связанных с верой.

Атеизм и религия
Атеизм: 1. Религия - фанатическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, отражение, в котором земные силы приобретают форму неземных. (Энгельс). 2. Бог - иллюзорный образ, наделенный сверхъестественными свойствами, являющийся главным объектом поклонения во всех религиях. 3. Вера - бездоказательное принятие истинности тех или иных объектов. 4. Социальная роль религии - “вздох угнетенной твари, дух бездушных порядков, сердце бессердечного мира, опиум для народа” (Маркс).
Религия - иллюзорная компенсация слабости человека, его бессилие, отсюда ее реакционная роль, религия тормозит прогресс, препятствует развитию личности, служит угнетению человека.
Функции религии: иллюзорно-компенсаторская, мировоззренческая, регулятивная, интегрирующая.
Религия: 1. Религия есть взаимоотношения между Богом и человеком. 2. Бог - творец неба и земли промыслитель Вселенной, носитель высших духовных совершенств. Бог есть дух, вечный, бесконечный, всемогущий, всеведущий, всеблагой и вседовольный. Бог - бесконечно неподобен сотворенному им. 3. Вера - стремление к высочайшей истине, неизменному добру и вечному блаженству, т.е. к Богу, данное человеку от природы. 4. Социальная роль религии - в ней человек находит для себя высшее и совершенное удовлетворение и руководство к своей жизнедеятельности.

Ранние формы религии (формы первобытных верований)
1. Фетимизм - фетим - идол, талисман - почитание различных объектов действительности, которым люди приписывали сверхъестественные свойства: способность помогать, исцелять, предохранять от врагов. Амулет-предохраняет; талисман - приносит счастье.
2. Тотемизм - вера в существование сверхъестественной связи, родства между группой людей и определенным видом животных или растений. Тотем - предок рода или его родоначальник.
3. Магия (греч. колдовство, волшебство, чародейство) употребляется в двух смыслах: а) совокупность представлений, связанных с возможностью воздействовать на людей, предметы и явления окружающего мира сверхъестественным путем. б) само воздействие. Целевое назначение: 1. производственное (заклинание орудий труда, вызывание дождя). 2. военное (ритуальные пляски воинов). 3. вредоносное. 4. лечебное. 5. любовное.
4. Анимизм (лат. анима - душа) - вера в духовные сущности, заключенные в предметах или существующие отдельно от них (нимфы, русалки).
5. Аниматизм - представление о безличной духовной силе, которая пронизывает весь мир и оказывает влияние на жизнь людей, при обращении к которой можно поставить ее на службу человеку.

Миф, как попытка объяснить мир и человека
1. Мифология употребляется в двух смыслах: а) собрание мифов; б) наука о мифах. Мифы - это произведения народной фантазии, содержащие в себе наивно олицетворяющие объяснения фактов реального мира (Токарев).
2. Отличие мифа от сказки, легенды, религии. Миф - картина мира, содержащая наивное объяснение мира. Сказка в отличие от мифа, не содержит никаких объяснений, хотя в ней есть морально-назидательный элемент. Легенда - привязана к определенному историческому событию, а миф - нет. Миф - существенная часть религии, но религия не исчерпывается мифом, т.к. религия включает в себя культ и веру. Миф - это своего рода первобытная наука и философия.
3. Типы мифов. о животных и растениях, о небесных явлениях, космогонические и антропогонические, - креационистские (креационизм - акт творения), эволюционистские (постепенное развитие мира), эсхатология (мифы о конце света), о происхождении рождения и смерти, мифы о великом потопе, о непорочном зачатии, об умирающем и воскресающем боге, о происхождении различных культурных благ и явлений человеческой жизни, искусственные мифы.
4. Специфические черты мифологии. 1. Миф всегда образен. 2. Миф строится не на смысловых связях, а на ассоциативных связях. 3. Антропоморфизм (очеловечивание явлений природы). 4. Супернатурализм мира или сверхприродность. Не отличие естественного от сверхъестественного. 5. Оживотворение и одушевление природы. 6. Генетизм в мифах: миф происхождение предмета выдает за его сущность. Миф - система образов, а наука - это система абстракций и идеализаций. 7. Миф паради (неприкаемый образец). 8. Миф - это объяснение мироздания через перенесение на природу родовых отношений, т.е. миф - мера восприятия и мировоззрение родового общества.

Религия славян
Как и другая языческая религия, религия славян основывалась на мистическом отношении к природе. Это отношение к природе или останавливает на моменте рождения, видит в природе великую производительницу, и тогда религия принимает фаллический характер, становится культом рождающих сил, или же в природе выделяется, как предмет почитания, другой столь же неизбежный ее момент - смерть, что порождает культ духов умерших, культ предков. В религии древних славян есть и тот, и другой моменты. Кроме того, оба момента достигли настолько глубокого развития, что мы находим у древних славян вполне сложившимися множество богов, правда, сохраняющих еще свое природное значение, грома, солнца, ветра и т.п. Может быть, больше всего мы знаем о культе солнечных божеств любви, брака и плодородия. Их популярность подтверждается большим количеством их имен (Ярило, Ладо, Кострома, Хор, Дождь-бог, Тур и т.д.), две губернии до сих пор сохранили имена этих богов любви и веселья - Ярославская и Костромская. Культ этих божеств пережил введение христианства и дожил до наших дней, отчасти косвенно, в виде многочисленных игр и хороводов с пением непристойных (с интеллигентной точки зрения) песен, отчасти прямо, в виде чествования, оплакивания и похорон девушки, изображающей Кострому, или славянского чучела Ярилы. Все эти данные указывают, какую большую роль в религиозных взглядах славян занимали явления, относящиеся к браку. Ежегодное возрождение солнца и вообще пробуждение природы (равно как и осеннее замирание) сопровождалось шумными празднествами с венками, цветами, плясками, пением и играми. Эти весенние и летние праздники в честь солнца и существ, наполняющих природу - только частный пример религиозного и мистического отношения древних славян к природе.
Перейдем теперь к культу предков, душ умерших и духов вообще, как он существовал у древних славян. Поговорка - “На печи сидел, кирпичам молился” - имеет старинное происхождение и глубокий смысл. Печь, тождественная со священным огнем арийских народов, не имела ничего общего с нашей кухонной плитой или, тем менее, с голландскими и иными печами, служащими для отопления. Древнее священное значение печи как очага и религиозного центра семьи и дома, чувствуется у нас, и то очень слабо, пожалуй, в камине. Печь была сидалищем домашних богов, духов предков, огонь ее поэтому, священен, угли из нее - лечебное средство, еще и теперь при переходе в новую избу хозяйка переносит туда золу из старой печи, и эта зола заменяет, таким образом, домашнего бога. Такими же духами-покровителями считались души всех законноумерших. И поныне, в губерниях пензенской и саратовской мордовские крестьяне, принося на могилу умерших еду, говорят при этом: «Вот тебе! Это принесла такая-то! Берешь у нее скотину и хлеб, корми цыплят, гляди за домом». Наоборот, умершие насильственной смертью, самоубийцы, обращаются в злых духов. Некоторые обычаи, имевшие место во времена язычества, дошли и до наших дней, они любимы и были любимы народом, особенно в деревнях.

Конфуцианство
Конфуцианство - философско-этическое учение мыслителя древнего Китая Конфуция (Кун-цзы) и его последователей, превратившиеся на рубеже н.э. в религию. Источник конфуцианства - “Лунь-юй” (“Беседы и суждения”), написанные последователями Конфуция (6 в. до н.э.). Конфуцианство отразило взгляды и интересы феодального чиновничества, стремившегося предохранить общество от социальных потрясений. Целью конфуцианства являлось воспитание народа в духе уважения существующих порядков. Согласно конфуцианству, в обществе действует закон “жэнь”, ниспосланный небом. Для усвоения этого закона человек должен соблюдать “ли” - нормы общественного поведения, традиционные обряды, поступать согласно своему общественному положению: “Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном”. С превращением конфуцианства в религию Конфуций был обожествлен. Конфуцианство отличается от многих религий отсутствием жречества, мистических элементов и сводится к строгому выполнению предписанных обрядов. Основное содержание культа конфуцианства - сложившееся еще до конфуцианства - почитание предков: каждая семья, род имеют свой храм, где размещены символизирующие предков таблички “чжу”, перед которыми расставляются жертвоприношения и совершаются обряды. Конфуций на первый взгляд мало говорил на религиозные темы, но он не был равнодушен к проблемам религии. Напротив, он явно считал эти проблемы величественной тайной, непостижимой для смертных и поэтому не подлежащей обсуждению. Именно религия была, по мнению Конфуция, тем связующим звеном, которое соединяло все нормы поведения в обществе в единую стройную систему, а воля Неба была высшей санкцией этих норм поведения. Сам Конфуций считал себя проводником воли Неба, который открывает современникам забытые ими “вечные истины”. Таким образом, система упорядоченного общества, созданная Конфуцием, в конечном счете, освящалась волей Неба. Учение уже при его жизни стало широко известно в Китае. По преданию, у него было три тысячи учеников, некоторые из их числа занимали видные государственные посты. Общий принцип учения Конфуция - правление только ненасильственными методами.

Буддизм
Буддизм - одна из трех мировых религий, возникшая в Индии в середине 1 тысячелетия до н.э. Позже буддизм распространился в странах Юго-Восточной и Центральной Азии, а также Дальнего Востока. Буддисты утверждают, что буддизм появился в результате земной проповеди Будды Шакья-Муни. Буддизм учит, что жизнь во всех ее проявлениях есть зло, несущее страдания всему живущему. Причина зла и страданий - привязанность человека к чувственному миру перерождений (сансара), все человеческие чувства, страсти, желания. Преодолев их, поняв суетность и зло мира, можно прекратить “круговорот бытия”, создав себе такую карму, которая приведет к небытию, “нирване". Это спасение достигается вступлением на “восьмеричный путь” праведной жизни, под которой подразумевается отказ от всех человеческих интересов, семьи, имущества, от всего светского, подавление в себе любого интереса к земному путем самососредоточения. Практически такая жизнь возможна только в монашенской общине. Мирянин может рассчитывать на лучшее перерождение соблюдая пять моральных требований: воздержания от нанесения зла, лжи, кражи, от чувственных излишеств и алкоголя. В описанной форме “хинаяна” (“узкий путь спасения”, или “тхеравада”) - одна из ветвей буддизма - распространилась в конце 1 тысячелетия до н. э. - начале 1 тысячелетия н. э. в Индии и за ее пределами - на Цейлоне и среди народов Индокитая. В первые века н. э. возникает второе направление буддизма - “махаяна” (“широкий путь спасения”), в котором возможности спасения для мирян значительно расширяются и облегчаются. В “махаяне” создается учение о верховном абсолютном божестве. Третьим направлением индийского буддизма была “ваджраяна”, или “тантризм”, - тайное учение о путях достижения нирваны с помощью магических заклинаний и обрядов, восходящее корнями к древнеиндийским земледельческим культам. В форме “махаяны” и частично “тантризма” буддизм распространился из Северной Индии на территорию нынешнего Афганистана и среднеазиатских республик, Китая, Кореи и Японии, частично соединившись с даосизмом и синтоизмом и положив в Тибете начало ламаизму.

Ислам
Ислам (араб. - предавание себя Аллаху, покорность) - одна из мировых религий. Возник в Западной Аравии в начале 7 в. н.э. в период образования классового арабского государства. Вероучение ислама изложено в Коране, содержание которого, по преданию, было сообщено в соответствии с божественной волей пророку Муххамеду. Вероучение ислама испытывало влияние христианства и иудаизма, и отчасти манихейства и зороастризма. Главным догматом ислама является признание единственного истинного бога - Аллаха, который властвует над людьми как “создатель небес и земли” и всего, что находится на них. Атрибутами исламского вероучения являются вера в страшный суд, рай и ад. Одной из важнейших сторон учения ислама является догмат о предопределении. Согласно этому догмату, в мире все зависит от воли Аллаха, все события, как бывшие, так и бедующие, будто предначертаны им еще в начале творения. Наряду с признанием вышеперечисленных догматов мусульманин обязан признавать “пять столпов” веры. Первым из них является произнесение символа веры: ”Нет божества, кроме Аллаха, и Мухамед - посланник божий”. Далее, мусульманам предписано совершать ежедневные молитвы, соблюдать пост, платить налог (закат), а также совершать хаджж (паломничество). В исламе различают два основных направления - сунгнизм и шиизм. Ислам, как и другие религии, не оставался неизменным. Толкование догматов и культа, объяснение различных социальных явлений, достижений науки и культуры меняется в соответствии с изменением социальных условий. В СНГ ислам распространен преимущественно в Средней Азии, Казахстане, Закавказье, в республиках Северного Кавказа и Поволжья, в Белоруссии, Литве и др. местах. За исключением большей части верующих-азербайджанцев, исповедующих ислам шиитского направления, немногочисленных персов, курдов, проживающих в Туркменистане, все мусульмане страны являются последователями суннизма. В Горно-Бадахшанской области проживают верующие исмаилиты - сектанты шиитского направления. В Чечне, Ингушетии, в некоторых районах Дагестана и Казахстана действуют группы приверженцев разновидности мистико-аскетического учения в исламе - суфизма (мюридизма). Делами мусульманских общин, расположенных в различных районах страны, руководят четыре независимых друг от друга духовных управления. Духовные управления имеют своих представителей в административных районах (область, республика) в чине казы (кади), назначаемых президиумами управлений, через которые поддерживается связь с мусульманскими общинами. По наиболее важным вопросам современной религиозной жизни духовные управления принимают фетвы (наставления), которые в мечетях доводятся до сведения верующих. Повседневными делами общин, связанными с сохранением культового имущества, молитвенных помещений, с расходованием материальных средств, занимается избираемый из числа самих верующий орган - мутаваллиат. В городе Бухаре находится медресе (мусульманская духовная школа) “мир-араб”, готовящее мусульманское духовенство. Здесь имеется также и группа по подготовке шиитского духовенства. В Ташкенте функционирует исламский институт.

Христианство
Христианство - одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникло в начале 1 века в восточных провинциях Римской империи в результате слияния и взаимопроникновения идей ряда мессианистических сект восточного Средиземноморья. Христианство включило в себя в переработанном виде некоторые элементы греко-римской и восточной религий, а также ряд идей идеалистической философии античности. Христианство превратилось в начале 4 в. в государственную религию Римской империи. Основу христианства составляет учение об искупительной жертве сына божьего Иисуса Христа. Объясняя моральную и материальную нищету внутренней испорченностью, греховностью каждого отдельного человека, христианство провозглашало духовное спасение всех людей через веру в искупительную жертву божественного Спасителя как гарантию избавления людей от греха. В основе догматики и богослужения христианства лежит Библия, или Священное писание. Христианская церковь включила в нее иудейский Ветхий Завет. Исключительно христианской частью Библии является Новый завет, который включает в себя 4 Евангелия, повествующие об Иисусе Христе, "Деяния апостолов", Послания апостолов и Апокалипсис. По значимости непосредственно за Священным писанием идет Священное предание, которое церковь возводит в степень "божественного права".
В процессе своего развития христианство распадается на три основные ветви: католицизм, протестантизм и православие, которые также образуют ряд ответвлений и сект. Несмотря на многие различия, все направления признают, что начало этой религии, положили проповеди Иисуса Христа, "сына божьего", который сошел на землю, претерпел многочисленные страдания, принял мученическую смерть ради избавления людей от "первородного греха".

Католицизм
Католицизм (вселенский, всеобщий) - одно из трех основных направлений христианства. Окончательное разделение христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную) произошло в 1054 г.; фактически оно совершилось значительно раньше в связи с различиями в исторических судьбах Запада и Востока. После разделения церквей католицизм оформился как вероучение и церковная организация. Источниками вероучения католическая церковь считает Библию в латинском переводе (“священное писание”) и религиозную традицию (“священное предание”), в которой главное внимание уделяется решениям пап и их толкованиям религиозных проблем. Признание “священного предания” в качестве одного из источников вероучения обеспечивает возможность приспособления католицизма к изменяющимся социальным условиям. Вероучение католицизма имеет ряд особенностей, отличающих его от православия. В области религиозной догматики, признавая троицу, католицизм иначе, чем православие, толкует “исхождение святого духа”, считая, что он исходит и от бога-отца и от бога-сына. В католицизме есть учение о "сокровищнице переизбыточествующей благодати": деяния Христа, апостолов, богоматери святых, а также "сверхдолжные" подвиги благочестивых христиан создают запас добрых дел и благодати, за счет которого церковь имеет право отпускать грехи. Лишь в католицизме имеется догмат о чистилище. Католицизм признает догмат о главенстве римского папы над всем христианским миром. В 19 в. был принят догмат о непогрешимости папы. Утверждая, что путь спасения верующий может найти только с помощью церкви, католицизм обращает особое внимание на укрепление церковной дисциплины и организации. Централизованная иерархическая организация католицизма, включающая верховные органы церкви, клир, монашество объединенное в орденах, различного рода массовые (благотворительные, молодежные, женские, профсоюзные и др.) организации, располагающие большими средствами, стала важным элементом современного общества.

Православие
Православие - одно из трех основных направлений христианства, оформившееся после разделения его (1054 г.) на западную (католическую) и восточную церкви. В православии имеется 15 самостоятельных церквей. Православная церковь складывалась и развивалась в обстановке сильной императорской власти Византии. Во главе православной церкви в Византии стояли патриархи - константинопольский, александрийский, антиохийский, иерусалимский. В ходе борьбы за независимость народов, подчиненных Византии, в церкви происходил процесс образования автокефалий, самостоятельных церквей на Востоке и на Балканах. Православная церковь не имеет единого всемирного центра (как римско-католическая церковь) и построена на сборных началах. Высшим органом церкви является Вселенский собор из представителей всех автокефалий. В настоящее время существуют следующие автокефалии: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Румынская, Греческая (или Элиадская), Кипрская, Албанская и Польская.
Источниками православного вероучения являются "священное писание" (Библия) и "священное предание". Сущность вероучения изложена в "символе веры", утвержденном на вселенских соборах 325 и 381 гг. В 12 членах символа веры говорится о боге, о его отношении к миру, человеку, о триединстве бога, боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, крещении, загробной жизни и т.д. Бог в православии выступает в трех лицах: бог-отец (творец видимого и невидимого мира), бог-сын (Иисус Христос) и бог-дух святой, исходящий только от бога-отца. Триединый бог единосущен, недоступен для человеческого разума. Основным назначением православного культа является распространение и поддержание религиозности, воздействие на чувства и эмоции людей. Православные церкви уделяют большое внимание внутреннему оформлению храмов, проведению богослужений, в которых важное место занимает молитва. Православные верослужители требуют от верующих обязательного посещения храма, ношения нательных крестов, исполнение таинств, которых в православии (как и католицизме) семь: крещение, причащение, миропомазание, покаяние, брак, священство, елеосвящение.

Протестантство
Протестантизм (от лат. protestatio - провозглашение, торжественное заявление) - одно из трех основных направлений христианства наряду с католицизмом и православием. Протестантство возникло в результате широкого антикатолического движения - Реформации, охватившего в 16 в. ряд стран Европы. Протестанты осудили злоупотребления католической церкви, потребовали приведения церковной организации в соответствие с принципами первоначального христианства. Они значительно упростили культ, отказавшись от почитания святых, ангелов, поклонения иконам, мощам и др. Одним из главных догматов, отличающих протестантство от католицизма и православия, является учение о непосредственной связи человека с богом: "божественная благодать" даруется человеку прямо богом, без посредничества церкви, духовенства, а спасение человека достигается только через его личную веру в искупительную жертву Христа и по воле бога. Поэтому в протестантстве (за исключением англиканства) нет принципиального противопоставления духовенства мирянам и каждый верующий в принципе имеет право по-своему толковать и излагать "слово божие". Первоначально протестантство связывалось с учением Мартина Лютера (1483-1546), затем протестантами начали называть также последователей учений Кальвина (1509-1564), Цвигли (1484-1531) и др. реформационных течений. К середине 16 в. протестантизм распространился в Германии, Швейцарии, Англии, Швеции, Дании, Норвегии, проник во Францию, Голландию, Бельгию, Чехию и др. страны Европы. С 17 в. начинает проникать в заморские колонии европейских государств. Позже протестантство распадается на множество церквей и течений. Из первоначальных форм протестантства (лютеранство, англиканство, кальвинизм, цвинглианство и др.) возникают новые течения - методисты, реформатство, пресвитерианство, конгрегационализм, баптизм, адвентизм, пятидесятники и др. В настоящее время протестантов насчитывается свыше 272 млн. В 1948 г. по инициативе протестантских церквей был создан Всемирный совет церквей, стремящийся к объединению различных направлений христианства.

 
   
© 2004 -2015
   
 
Использование материалов сайта в коммерческих целях без разрешения администрации категорически запрещено
Rambler's Top100 Юмор и развлечения