|
|
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ГЕОГРАФИЯ
Географическая оболочка. Географическая
среда
Географическая оболочка - целостная и непрерывная оболочка земли,
природный комплекс или среда деятельности человека. Геосфера состоит
из: литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы.
Географическая среда - это та часть географической оболочки, с которой
человеческое общество взаимодействует на данном этапе исторического
развития. Она возникла в результате длительной эволюции географической
оболочки под влиянием антропогенного воздействия.
Классификация природных ресурсов
Классификация по принципу исчерпаемости:
Исчерпаемые (возобновимые - леса, животный мир, плодородие почв;
невозобновимые - полезные ископаемые) Неисчерпаемые (вода, воздух,
энергия). Исчерпаемые природные ресурсы - это такие ресурсы, количество
и качество которых существенно изменяется в процессе длительного
природопользования.
Неисчерпаемые природные ресурсы - это природные ресурсы, количество
и качество которых существенно не изменяется в процессе длительного
рационального природопользования.
Классификация по видам: минеральные, водные, топливно-энергетические,
климатические, трудовые, земельные, биоресурсы.
Понятие о мировом хозяйстве
Мировое хозяйство - это исторически сложившаяся совокупность национальных
хозяйств, связанных между собой всемирными экономическими отношениями,
основанные на международном разделении труда и международной экономической
интеграции. Формирование мирового хозяйства началось с эпохи великих
географических открытий, которые способствовали формированию мирового
рынка. Важным явилось формирование машинной индустрии, что способствовало
развитию транспортных связей между странами и дальнейшему укреплению
рынка. Третьим этапом явилась научно-техническая революция, 2 половины
20 века, которая способствовала разделению труда и экономической
интеграции. Первоначально выделили 2 центра мирового хозяйства:
Европа и США. Между 1 и 2 мировой войной сформировались еще 2: СССР
и Япония. После 2 мировой войны пространственная структура мирового
хозяйства стала полицентрической. К новым странам мирового хозяйства
относились страны НИС (Корея, Тайвань, Гонконг), Китай, Индия, Страны
Персидского залива, Бразилия, Австралия и т.д.
Общая характеристика мирового промышленного
комплекса
Промышленность является первой ведущей отраслью материального производства.
В настоящее время для развития промышленного комплекса характерны
тенденции: 1. снижение темпов развития промышленности; 2. изменение
отраслевой структуры промышленности, т.е. уменьшение доли обрабатываемых
отраслей и увеличение доли добывающих отраслей; 3. изменение географии
промышленности, т.е. соотношение производственной промышленной продукции
между странами севера и юга. В развивающихся странах темпы развития
промышленности намного опережают темпы развития промышленности в
развитых странах.
Структура: 1. топливно-энергетическая промышленность. 2. горно-добывающая
промышленность. 3. черная и цветная металлургия. 4. машиностроение.
5. химическая промышленность.
Основные положения рационального природопользования
Природопользование - это хозяйственная эксплуатация природных ресурсов
с целью получения экономической выгоды. Виды природопользования:1.
Рациональное и нерациональное. 2. Общее и специальное.
Общее - это природопользование которое осуществляется гражданами
для личных нужд. Специальное - осуществляется физическими и юридическими
лицами в соответствии с разрешительной системой и контролируется
специально уполномоченными гос. органами.
Направления природопользования:
1. Изъятие из природной среды необходимых для общества компонентов.
2. Использование территории и акватории, как исходного базиса для
пространственной организации общества. 3. Сбрасывание в окружающую
среду отходов деятельности человека. 4. Включение в природу технических
систем и устройств.
Принципы рационального природопользования: 1. Принцип системного
подхода (комплексная оценка воздействия производства на среду и
прогнозирование ее ответных реакций). 2. Принцип оптимизации природопользования
(принятие целесообразных решений в использовании природных ресурсов
на основе экономического и экологического подхода). 3. Принцип опережения
темпов заготовки и добычи сырья темпами выхода полезной продукции.
4. Принцип гармонизации (отношение природы и производства). 5. Принцип
комплексного использования природных ресурсов и концентрация производства.
Определение, предмет изучения экономической
географии
География в переводе с греческого означает «землеописание» («гео»
- земля, «граф» - пишу). ЭГ – комплексная наука, рассматривающая
природу и общество в тесной взаимосвязи.
Объектом исследования является часть географической оболочки, активно
вовлеченной в деятельность общества. Предметом изучения курса ЭГ
является территориальная организация экономики (народного хозяйства).
Экономическая и социальная география России изучает объективные
закономерности и специфические особенности территориальной организации
производительных сил (населения, природопользования и хозяйства)
страны в соответствии с общими и региональными природными, экономическими
и социально-географическими условиями.
Предмет ЭГ включает: 1) формы территориальной организации общественного
производства. Закономерности территориального размещения отраслей
производственной и непроизводственной сфер; 2) природно-ресурсный
потенциал, его хозяйственная оценка, экономика природопользования;
3) отраслевые, межотраслевые, территориальные экономические связи;
4) системы расселения населения, территориальная структура трудовых
ресурсов.
ЭГ изучает перечисленные направления во времени и пространстве как
по стране в целом, так и на более мелких территориальных уровнях:
местном, районном, национальном и межнациональном. Пространственный
аспект означает, что любой объект закреплен на территории, которая
определяет ее свойства, условия, пути развития; временной - с течением
времени любой объект изменяется, как и территория на которой он
закреплен.
ЭГ изучает размещение производительных сил в соответствии с производственными
отношениями. Производительные силы - средства труда, предметы труда
и люди, приводящие их в движение. Связь ЭГ с общей экономической
теории, отраслевыми экономиками, статистикой, народнохозяйственным
прогнозированием и другими смежными дисциплинами.
Метод и задачи экономической географии
Методологической основой ЭГ является системный подход. Методы -
это пути исследования, способы изучения объекта. Общенаучные методы
применяются в науках, имеющих родственный (или близкий) объект или
предмет. Такими являются: исторический, описательный, количественных
оценок, балансовый, нормативный, статистический и другие. Специфические
методы выработала и применяет сама ЭГ: картографический, экономическое
районирование, энерго-производственные циклы, территориально-производственные
комплексы (ТПК).
Задачи развития науки: 1. Изучение уже сложившегося размещения производительных
сил. 2. Изучение проблематики развития района, построение прогноза
его развития. 3. Сопоставление имеющегося размещения производительных
сил с научно-обоснованным, рациональным. Поиск оптимального варианта
размещения.
Природно-ресурсный потенциал
Под природно-ресурсным потенциалом понимается совокупность природных
ресурсов, которые могут быть использованы в народном хозяйстве.
Природно-ресурсный потенциал региона включает следующие виды ресурсов:
1. Минерально-сырьевые. 2. Растительные. 3. Земельные. 4. Водные.
5. Животный мир. 6. Климатические.
Под минеральными ресурсами понимаются запасы полезных ископаемых,
образовавшихся под влиянием различных геологических процессов и
располагающихся в земной коре. Ресурсы делятся на исчерпаемые и
неисчерпаемые. Виды минерального сырья: рудное и нерудное (угли,
нефть, соли, газ).
Факторы размещения производства
Природные факторы: наличие природных ресурсов, их количественная
и качественная оценка; климатические и экологические условия. Возрастающая
роль экологического фактора при обосновании размещения производства
по территории страны. Природный фактор развития и размещения сельскохозяйственного
производства. Региональные различия в природных условиях и их влияние
на уровень всех элементов затрат. Технико-экономические показатели,
отражающие природные факторы.
Демографические факторы: численность населения и его расселение;
половозрастная структура населения; естественное и механическое
движение населения в масштабе всей страны и в территориальном разрезе;
численность трудовых ресурсов и их половозрастная структура; уровень
квалификации наличных трудовых ресурсов. Показатели, отражающие
демографические факторы.
Экономические факторы: пространственное положение района, размещения
производства; транспортная обеспеченность; уровень развития объектов
производственной и социальной инфраструктуры; объем капитальных
и текущих затрат в районе размещения объектов. Показатели, раскрывающие
сущность стоимостных факторов.
Структура населения
Население страны размещается по ее территории крайне неравномерно,
в зависимости от уровня развития производительных сил, наличия природных
ресурсов, климата. Оно характеризуется такими показателями, как:
общая численность населения (на 1.01.2000 - 146 млн. чел.), удельный
вес численности населения территории (например, Поволжья) к населению
страны (12%) , плотность населения (9 чел на 1 кв. км).
Численность населения изменяется под влиянием следующих факторов
(1999, на 1 тыс. человек): естественного движения (рождаемость –
8.4, смертность – 14.7, естественный прирост (убыль) – минус 6.3)
и механического движения – перемещения человека с одной территории
на другую (1999г., тыс. чел.): прибытие - 367, выбытие - 215, сальдо
механического притока - 152. Возрастная структура населения - распределение
населения по возрастным группам (1989 и 1999 (%): моложе трудоспособного
(до 16 лет) - 24.5 и 20.7; трудоспособного (муж. 16-59, жен. 16-54)
– 57.0 и 58.5; старше трудоспособного – 18.5 и 20.8.
Средний размер домохозяйства (коэффициент семейности) в1994г.-2.84,
(город-2.84, село-2.85). Ожидаемая продолжительность жизни при рождении
(1989 и 1998, лет): все население - 70 и 67; мужчины- 64 и 61; женщины
- 74 и 73. С 1995 года наблюдается рост продолжительности жизни.
Территориальная структура населения – это расселение по территории
страны, аккумулирующее население в различных типах городских и сельских
поселениях (города, поселки городского типа; с/х поселения; поселения,
не связанные с с/х; ж/д станции, пристани; связанные с местами отдыха).
Трудовые ресурсы
Трудовые ресурсы – главный элемент производительных сил и основной
источник развития общества. Под ними понимается та часть населения,
которая благодаря совокупности физических и духовных способностей
может трудиться: мужчины от 16 до 60 лет; женщины от 16 до 55 лет;
население за пределами трудоспособного возраста, но принимающее
участие в общественном труде.
Основным методом планирования трудовых ресурсов является балансовый.
Составные части баланса труда: баланс времени, необходимый обществу;
баланс рабочего времени; сводный баланс трудовых ресурсов; балансовые
расчеты (потребность в подготовке квалифицированных кадров; потребности
в рабочей силе; трудоустройство молодежи на работу и учебу; дополнительные
потребности в рабочих и служащих и источников ее обеспечения; занятости
по полу).
Сводный баланс трудовых ресурсов – единственный документ, отражающий
все основные пропорции в использовании экономически активного населения.
Экономически активное население (рабочая сила) - это часть населения,
обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров
и услуг. Численность экономически активного населения включает занятых
и безработных. Занятые в экономике - работающие по найму и работающие
не по найму, т.е. самостоятельно обеспечивающие себя работой. Безработные
- по методике Международной организации труда (МОТ), лица 16 лет
и старше: не имеют работы (доходного занятия); занимаются поиском
работы (в любой форме); готовы приступить к работе. Уровень безработицы
- удельный вес численности безработных в численности экономически
активного населения.
Уровень жизни населения
Показатели уровня жизни можно условно разделить на 10 групп: доходы
населения (в том числе по отношению к прожиточному минимуму), платные
услуги населению, образование, наука и инновации, культура, здравоохранение,
туризм, жилищные условия населения, жилищное и социально-культурное
строительство, преступность. Обобщающий показатель - продолжительность
жизни.
Транспорт
Обеспечивает производственные связи, обмен продукцией и перемещение
населения внутри поселений и между различными р-нами страны, а также
внешнюю торговлю. Транспорт подразделяется на сухопутный (ж/д и
автомобильный), водный (морской и речной), воздушный, трубопроводный
и электронный (ЛЭП). В нашей стране развиты все виды транс. В 2000
г. в перевозках всех грузов на долю трех видов транс. (ж/д-41%,
трубопроводного-32% и автомобильного-21%) приходилось почти 95%.
Несмотря на спад грузовых и пасс. перевозок, доля транс. в ВВП страны
возросла из-за роста тарифов на перевозки. В результате перевозки
многих видов сырья и продукции стали невыгодными. В последние г.
снизился целый ряд важных для отрасли экономических и технологических
показателей, в т.ч. состояние и качество дорожных путей. Сокращение
выпуска продукции транс. машиностроения (магистральных тепловозов,
грузовых вагонов, грузовых автомобилей и др.) будет оказывать все
большее негативное влияние на состояние тех. парка.
Железнодорожный транспорт
Железнодорожный транспорт - по-прежнему основной вид транс. в России.
По протяженности железнодорожной сети страна уступает лишь США.
Первые ж/д в России были построены в сер. 19 в.: в 1851 г. вступила
в строй первая крупная железнодорожная магистраль Москва – Санкт-Петербург.
Для основных железнодорожных магистралей Европейской части России
характерно радиальное расположение ж/д, сходящихся к Москве.
В Сибири железнодорожная сеть имеет в основном широтное направление.
Особое значение имело строительство Транссибирской магистрали. Действуют
также широтные дублеры Транссибирской магистрали, и, прежде всего,
Южно-Сибирская дорога. Еще раньше (в период 1-й мировой войны) была
построена линия Семипалатинск – Барнаул – Новосибирск (дающая выход
на Туркестано-Сибирскую магистраль).
Изменившееся (после распада СССР) геополитическое положение России
отрицательно сказалось на осуществлении железнодорожных связей с
зарубежными странами. Теперь Россия связана ж/д с государствами
Восточной и Западной Европы только через страны ближнего зарубежья
(Украину и Белоруссию). Прямой выход имеет только ж/д из Калининграда
на Запад, но сама Калининградская обл. - отдельный анклав на побережье
Балтийского моря. Отрезана ныне Россия и от морской железнодорожной
переправы Ильичевск – Варна, оставшейся за Украиной.
Осуществляется переориентация железнодорожных перевозок из России
в страны Европы, например, через территорию Финляндии и ее порты
вместо выхода к портам в государствах Балтии. Закончилось строительство
126-километровой ж/д в Карелии: от станции Коцкома на магистрали
Москва - Мурманск к Ледмозеро (на З., к ж/д Финляндии).
Шансы финских портовиков также возрастут после введения в эксплуатацию
новой сверхскоростной железнодорожной супермагистрали Москва-Санкт-Петербург,
которую решено продлить до Хельсинки. Единая ширина рельсовой колеи
- реальность транс. сети России, Финляндии и Эстонии - определяет
конструктивный характер сотрудничества. На ж/д МПС России на 1 января
2001 г. протяженность дефектных и выработавших свой ресурс рельсов
в главных путях составила более 10% общей протяженности. В пути
эксплуатируется 9,0 тыс. дефектных стрелок (5,0% от их общего числа)
и 9,0 тыс. дефектных крестовин (5,2% от их общего числа).
Морской транспорт
Значение морского транс. для России определено положением ее на
берегах морей акватории трех океанов: Атлантического, Сев. Ледовитого
и Тихого. Протяженность морских границ России около 40 тыс. км.
Изменились условия использования Россией важнейших портов бывшего
СССР на Черном, Азовском, Балтийском и Каспийском морях, а также
на Дунае, ставших заграничными для нашей страны.
Россия располагает 43 основными морскими торговыми портами, в которых
эксплуатируются 330 перегрузочных комплексов для обслуживания транс.
флота с причальным фронтом длиной более 50 км и мощностью почти
200 млн. т груза в г. У России остались 8 пароходств из 17 бывшего
СССР, примерно половина тоннажа торгового флота. Значительная часть
современных судов, танкеров находится теперь у государств Балтии
и Украины, в т.ч. и крупнейшие порты - в Таллинне, Клайпеде, Риге,
Вентспилсе, Одессе и др.
В Калининграде находится самый З. порт России, один из четырех и
единственный незамерзающий на Балтийском море. В Балтийске (Калининградская
обл.) - главная база Балтийского флота. В глубине Финского залива
действуют Санкт-Петербургский и Выборгский порты. На Черном море,
в Новороссийске, находится главный нефтеналивной порт России. На
Азовском море остался единственный порт - Таганрог. Далее из крупных
портов можно назвать Мурманск, Архангельск, Владивосток, Находку,
Ванино. Остальные порты (их около 30-ти) - в основном небольшие.
С потерей Дунайского флота прерваны торгово-транспортные, пассажирские
и туристские связи России с Придунайскими странами. У России почти
нет на Северо-западе и Юге удобных приморских участков для строительства
новых портов. Однако намечено строительство трех портов в Финском
заливе и порта на Азовском море. Должно увеличиться значение портов
на Тихом океане и на Сев. морском пути.
Речной транспорт
Наша страна имеет густую речную сеть. Многие р. судоходны. На конец
2000 г. в РФ насчитывалось 1,7 тыс. речных причалов общего пользования
(на начало 95г.- 2,4 тыс.) с протяженностью причального фронта более
135 км, из них 66% приходится на грузовые причалы (90 км).
Основным в России является Волга-Камский речной бассейн, к которому
тяготеет экономически развитая часть страны (40% грузооборота речного
флота). Благодаря Волго-Балтийскому, Беломорско-Балтийскому и Волга-Донскому
судоходным каналам Волга стала стержнем единой водной системы европейской
части России, а Москва - речным портом пяти морей.
Огромными по протяженности судоходными речными путями располагают
Сибирь и ДВ. Здесь протекают величайшие р. России - Амур, Енисей,
Лена, Обь и их притоки. Все они используются для судоходства и сплава
леса, перевозки продовольствия и промышленных товаров в отдаленные
районы.
Р. связывают южные р-ны З. и Восточной Сибири с Заполярьем. По Оби
и Иртышу тюменская нефть транспортируется в Омск и другие г. Обь
судоходна на протяжении 3600 км. Енисей судоходен на протяжении
свыше 3300 км (навигационный период продолжается 4-5 месяцев). Порты
нижнего течения Енисея - Дудника и Игарка - доступны для морских
судов, следующих по Сев. морскому пути. Крупнейшие перевалочные
пункты грузов с рек на ж/д - Красноярск, Братск.
Судоходство по Лене осуществляется на протяжении свыше 4 тыс. км.
Осетровский речной порт (Усть-Кут) связан с Транссибирской магистралью
и является крупным перевалочным пунктом для грузов, следующих по
Лене. Важнейшей речной магистралью ДВ является Амур. Судоходство
осуществляется на всем протяжении р. Основные грузы - зерно, рыба,
лес, уголь, металлы, машины.
Трубопроводный транспорт
Занимает очень важное место в единой транс. системе страны. Его
удельный вес в общем, грузообороте постоянно возрастает. Размещение
трасс трубопроводов существенно отличается от направлений ж/д и
автомобильных дорог. Оно меньше зависит от рельефа местности, что
позволяет прокладывать их по кратчайшему пути. Этот вид транс. может
функционировать в любых климатических и погодных условиях, потери
при транспортировке минимальны.
Нефтепроводы появились в России еще в начале ХХ века (Баку-Батуми).
В дальнейшем создание мощных магистральных нефтепроводов было связано
с открытием новых месторождений нефти в Волга-Уральском р-не, а
затем в З. Сибири. Трубопроводы проложены в восточные (до Байкала),
ц., З. р-ны России и далее в государства Зарубежной Европы. Вдоль
трасс нефтепроводов, за многие тыс. километров от мест добычи ценного
сырья, выросли нефтеперерабатывающие заводы.
Первый 800-километровый магистральный газопровод (Саратов-Москва)
был построен сразу после Великой Отечественной войны (1947 г.).
Сеть магистральных газопроводов позволила перевести ряд крупных
электростанций на газ.
Автомобильный транспорт
Наиболее маневренный вид транспорта. Важное место в перевозках грузов
принадлежит в тех р-нах, где нет других видов транс., например в
некоторых р-нах Европ. С, Сибири и ДВ. А также он имеет преимущество
при перевозке грузов и пассажиров на короткие расстояния.
Велико значение автомобильного транспорта в обслуживании промышленности
и с/х, торговой сети и строительства. Этот вид транс. обеспечивает
в широких масштабах пасс. перевозки, особенно местные.
Для минимального удовлетворения социально-экономических потребностей
регионов требуется не менее 1,5 млн. км дорог или вдвое больше,
чем имеется. В настоящее время 34,5% сельских нас. пунктов РФ не
имеют дорог с твердым покрытием для связи с сетью путей сообщения
общего пользования. По существу многие жители не имеют надежного
выезда даже в районные центры.
Особое дело - качество дорог. Низкое качество имеют а/д общего пользования:
9% автодорог приходится на грунтовые, почти треть дорог имеют гравийное,
щебеночное и мостовое покрытие. Твердое покрытие (асфальтовое, бетонное,
щебеночное, гравийное или смешанное) имеют примерно 75% дорог России.
Из общего числа дорог общего пользования - 558 тыс. км, в т.ч. федеральных
- 45,4 тыс. км. Остальные дороги - внутрихозяйственные и ведомственные.
Для сравнения: в США - 300 тыс. км федеральных дорог, которые составляют
костяк автодорожной сети.
Даже при сравнении с автодорожной системой стран "ближнего
зарубежья" (бывших республик СССР) получается, что Россия занимает
последнее место - 24 км дорог на 1000 км* территории. (рядом по
данному показателю только Туркмения и Казахстан). Государства Балтии
имеют 300-330 км2, Азербайджан и Молдова - по 290 км на 1000 км2
их территории.
По уровню обеспеченности автодорожной сетью территории. России можно
разделить на три зоны. Это Европейская - с относительно развитой
сетью дорог (более 100 км на 1000 км* или всего 1 м на 1 га площади)
(см. картосхему). Как правило, г. с обл. ц. связаны дорогами с твердым
покрытием. Далее Южная зона - в неразвитой и локальной сетью (около
40 км на 1.000 км2) И третья зона – Сев. (включающая почти всю Сибирь
и ДВ) - это сплошное бездорожье. Автотранспорт представлен вездеходами,
которые в дорогах не нуждаются. А имеющиеся дороги используются
сезонно (например, "зимники"). Правда и края здесь в основном
безлюдные.
Авиационный транспорт
Наиболее дорогой вид транспорта, но в то же время самый быстрый.
Первая в России воздушная линия была открыта в 1923 г. (Москва-Нижний
Новгород).
В настоящее время широко развита сеть авиалиний, связывающих важнейшие
промышленные центры страны, а также столицу России - Москву - со
столицами стран СНГ, столицами и г. многих государств мира. Развито
воздушное сообщение между крупными г. и курортами. Москва с несколькими
аэропортами - Внуково, Шереметьево, Быково, Домодедово - стала главным
узлом воздушных линий всей страны. Исключительно важную роль играет
авиационный транс. для р-нов С., Сибири и ДВ, удаленных за тыс.
километров от ц. страны и часто недоступных для других видов транс.
Кроме перевозки грузов (около 2 млн. т в г.) и пассажиров, самолеты
и вертолеты гражданской авиации используются в разных отраслях нар.
х-ва: для аэрофотосъемки, при проведении проектно-изыскательских
работ, в с/х, при тушении лесных пожаров и др.
Химический комплекс
Комплекс включает: химическую, нефтехимическую и микробиологическую
промышленность. Химическая и нефтехимическая промышленность имеет
тесную взаимосвязь со многими отраслями ЕНХК РФ, получая от различных
отраслей страны первичное и вторичное сырье, а взамен поставляют
готовую продукцию.
В составе химической промышленности выделяют: 1) горнохимическую
промышленность (добыча хим. сырья), 2) основную хим. (пр-во солей,
кислот, щелочей, минер. удобрений), 3) хим. органического синтеза
(пр-во исходных продуктов органического синтеза: кислот, спиртов),
4) пр-во полимерных материалов (синтетических смол и пластмасс,
хим. волокон, синтетического каучука и др.). При переработке полимерных
материалов получают шины, резинотехнические изделия и проч. К хим.
отрасли относится также 5) производство хим. реактивов и особо чистых
веществ, 6) лаков и красок, 7) бытовая хим.
На концентрацию хим. промышленности оказывает существенное влияние:
не распространенность некоторых видов сырья, комплексное его использования,
комбинирование пр-ва и развитие техники.
Принципы размещения – приближение пр-ва к источникам сырья, топливно-энергетическим
ресурсам и р-нам потребления; рациональное разделение труда и комплексное
развитие хозяйств регионов.
Факторы – сложившееся размещение хим. промышленности; уровень развития
НТП; экономического развития р-на; размещение сырьевой и топливно-энергетической
базы; транс. обеспечение; трудовые ресурсы; потребительский фактор;
экологический фактор.
Лесной комплекс
Значение лесной промышленности обусловливают колоссальные запасы
древесины и широкое территориальное распространение лесных ресурсов.
Лесные площади в России составляют 766 млн. га, больше чем в США,
Канаде, Швеции и Норвегии вместе взятых. Запасы древесины так же
огромны. В лесах сосредоточено более половины мировых запасов хвойных
пород, более ценных, чем лиственные породы. При размещении отраслей
лесной промышленности надо учитывать особенности лесохозяйственного
пр-ва, принципы и факторы размещения, типы лесопромышленных районов,
качественную сторону базы, ее перспективы, задачи, стоящие перед
комплексом. Факторы размещения: сырьевой, географическое положение
р-на, наличие трудовых ресурсов, транс. сеть, потребительский. Принципы
размещения: комплексность, приближение к р-нам лесозаготовок, непрерывность
и неистощимость лесных ресурсов, рациональное использование.
Лесные ресурсы довольно неравномерно распределены по территории
нашей страны. Эксплуатационные леса расположены в основном в Сибири,
на ДВ и на Северо-европейской части РФ (в труднодоступных р-нах,
часто вдали от путей сообщения). В Европейской части РФ потребляется
примерно 75% всех лесоматериалов. Поэтому удовлетворение потребностей
в древесном материале зависит в очень большой степени от восточных
р-нов. Произошел сдвиг лесозаготовок в сторону многолесных (лесоизбыточных)
р-нов. С р-н, У и Сибирь дают в настоящее время 75% деловой древесины
(лесные ресурсы Европейской части России также эксплуатируются очень
интенсивно).
Основным потребителем деловой древесины является лесопиление, которое
служит базой для дальнейшей обработки древесного сырья. Так как
р-ны заготовки древесины удалены от главных р-нов потребления, то
перевозка осуществляется по ж/д на все большие расстояния. Помимо
железнодорожного в перевозках лесных грузов большую роль играет
речной транс.
Строительный комплекс
Включает в себя производство стройматериалов и широкую сеть различных
строительных и проектно-изыскательских организаций. В производство
строительных материалов входят: цементная промышленность; промышленность
сборного железобетона; пр-во извести; гипса; оконного стекла; асбестовая
и другие.
Факторы размещения: природно-климатические условия; наличие сырьевой
базы; объемы капиталовложений; уровень экономического развития региона;
наличие собственной строительной базы и мощностей в регионе и т.д.
Особенности комплекса, влияющие на размещение и развитие: наличие
собственной специализированной материально-технической базы; комплексность
развития; обособленность отраслей внутри комплекса; целевая направленность
на обеспечение целостности комплекса; маневренность отдельных его
видов.
Отрасли строительных материалов тяготеют к сырьевому и потребительским
факторам.
Преимущественно сырьевая ориентация – цемент, пр-во кирпича, асбестовых
и шиферных изделий, стекла, гипса, извести и т.д. Преимущественно
потребительская ориентация: железобетонные изделия и бетон, мягкая
кровля. Строительный комплекс – звено любого ТПК.
Агропромышленный комплекс
Состав отраслей АПК, его роль и место в жизни страны. АПК включает
в себя отрасли, совместно решающие задачу обеспечения потребности
людей в продуктах питания. Кроме непосредственно отраслей с/х сюда
относят также отрасли, обслуживающие с/х (с/х машиностроение, ремонт
техники, пр-во минер. удобрений и ядохимикатов, комбикормовая и
микробиологическая промышленность, мелиоративное строительство и
т.д.), а также отрасли, обеспечивающие переработку, хранение, транспортировку
и реализацию продукции (заготовка и хранение, пищевая промышленность,
первичная переработка непродовольственного сырья, легкая промышленность,
торговля). Россия обладает огромным земельным фондом – 1,7 млрд.
га., но земельные площади, используемые в с/х - пахотные земли,
сенокосы, пастбища и многолетние насаждения (сады и виноградники),
составляют лишь 0,2 млрд. га. РФ занимает третье место в мире, после
Китая и США, по площади с/х угодий.
Машиностроительный комплекс
Машиностроение – одна из ведущих отраслей промышленности. РФ. Создавая
наиболее активную часть основных производственных фондов – орудия
труда, на его долю приходится более 1/3 объемов пр-ва товарной продукции.
РФ. В структуре машиностроения насчитывается 19 крупных комплексных
отраслей (энергетическое и транс-е машиностроение, электротехника,
станкостроение, тракторное и с/х машиностроение и др.); более 100
специализированных подотраслей и пр-в.
Выделяют в зависимости от металлоемкости и трудоемкости: тяжелое
(большое потребление металла, малая трудоемкость); общее (средние
нормы металла, энергии, невысокая трудоемкость); среднее (малое
потребление металла, высокая трудоемкость).
Роль комплекса в ЕНХК: определяет пути совершенствования и темпы
роста всего нар. хозяйственного комплекса; выступает как районообразующий
фактор; влияет на масштаб и темпы внедрения оборудования; создает
орудия труда; отражает степень развития НТП. Факторы, определяющие
развитие и размещение машинного комплекса: природные условия; объемы
капиталовложений, их источники; специализация и уровень развития
р-нов; базовый уровень науки и техники; транс. сеть; наличие трудовых
ресурсов; масштабы и география потребителей; транспортабельность
сырья и готовой продукции; экологическая обстановка в регионе.
Топливно-энергетический комплекс
В состав ТЭК входят: естественный газ, нефть, уголь, электроэнергия
(вырабатываемая ГЭС, АЭС и геотермальными электростанциями); дрова;
торф и сланцы. РФ обладает огромными ресурсами нефти. Главные нефтяные
р-ны – ЗС, Волго-Уральский. Особенно перспективными являются континентальные
шельфы на Европейском севере и ДВ. РФ занимает 2 место в мире по
добыче нефти (1999г.).
Газовая промышленность – самая молодая отрасль ТПК. Она же является
и наиболее эффективной. Основные месторождения расположены в З.
Сибири, где выделяются три крупные газоносные обл.: Тазовско-Пурнейская
(месторождения: Уренгойское, Ямбургское, Медвежье, Тазовское); Березовская
(Пахромское, Игримское, Пургинское).
Пр-во газа: 1 место в мире (1999г.) - 584 млрд. куб. м. (2000г.).
РФ занимает первое место в мире по запасам угля. Угольная промышленность
обеспечивает топливом 40% энергетических, 15% коксохимических, более
20% промышленности и коммунальных котельных. Запасы угля размещены
неравномерно. Большая часть находится за У., в Сибири. Угольные
ресурсы различаются по: глубине залегания запасов, зольности, теплоте
сгорания. На очередность эксплуатации угля влияют: транс. обеспеченность;
уровень и возможность дальнейшего развития производственной и социальной
инфраструктуры; формы территориальной организации пр-ва; производственный
и научный потенциал; экологическая обстановка.
|