Российский студенческий портал

На главную страницу Экзаменационные вопросы Студенческие лекции Колекция шпаргалок Доклады, рефераты, курсовые, дипломы Самые интересные статьи на различные темы Студенческая библиотека Студенческий фотоальбом Студенческое творчество Анекдоты, афоризмы, истории, розыгрыши, тосты Игры, мультфильмы, переводчик Магазин игрушек
Шпаргалки, конспекты лекций, вопросы и ответы  к экзаменам Студенческий сайт. Все что нужно для учебы: рефераты, доклады, конспекты лекций, шпаргалки, вопросы для подготовки к экзаменам
Российский студенческий портал - www.x-student.ru
Карта сайта - Ссылки - О проекте
 
 
Мы в соцмедиа:
В контакте Facebook Twitter LiveJornal Одноклассники Google+ Youtube
 
В разделе «Лекции» собраны ученические и студенческие конспекты лекций по множеству предметов. Здесь вы найдете студенческие конспекты лекций по экономическим, юридическим, предпринимательским, общеобразовательным гуманитарным и техническим дисциплинам. Это крупнейшая в рунете коллекция студенческих конспектов. Просто находка для студента! Уникальный учебный материал, который был собран и написан нами за время студенческой учебы. Данные лекции можно использовать как для подготовки к зачетам и экзаменам, так и для написания шпаргалок, рефератов и других учебных студенческих материалов. Используйте наши студенческие лекции и шпаргалки только в личных целях для подготовки и сдачи экзаменов и зачетов. Администрация студенческого портала не несет ответственности за возможные проблемы, которые могут возникнуть во время использования лекций.
 
       

 
 

Каталог студенческих конспектов лекций

 
Лекции

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

Географическая оболочка. Географическая среда
Географическая оболочка - целостная и непрерывная оболочка земли, природный комплекс или среда деятельности человека. Геосфера состоит из: литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы.
Географическая среда - это та часть географической оболочки, с которой человеческое общество взаимодействует на данном этапе исторического развития. Она возникла в результате длительной эволюции географической оболочки под влиянием антропогенного воздействия.

Классификация природных ресурсов
Классификация по принципу исчерпаемости:
Исчерпаемые (возобновимые - леса, животный мир, плодородие почв; невозобновимые - полезные ископаемые) Неисчерпаемые (вода, воздух, энергия). Исчерпаемые природные ресурсы - это такие ресурсы, количество и качество которых существенно изменяется в процессе длительного природопользования.
Неисчерпаемые природные ресурсы - это природные ресурсы, количество и качество которых существенно не изменяется в процессе длительного рационального природопользования.
Классификация по видам: минеральные, водные, топливно-энергетические, климатические, трудовые, земельные, биоресурсы.

Понятие о мировом хозяйстве
Мировое хозяйство - это исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств, связанных между собой всемирными экономическими отношениями, основанные на международном разделении труда и международной экономической интеграции. Формирование мирового хозяйства началось с эпохи великих географических открытий, которые способствовали формированию мирового рынка. Важным явилось формирование машинной индустрии, что способствовало развитию транспортных связей между странами и дальнейшему укреплению рынка. Третьим этапом явилась научно-техническая революция, 2 половины 20 века, которая способствовала разделению труда и экономической интеграции. Первоначально выделили 2 центра мирового хозяйства: Европа и США. Между 1 и 2 мировой войной сформировались еще 2: СССР и Япония. После 2 мировой войны пространственная структура мирового хозяйства стала полицентрической. К новым странам мирового хозяйства относились страны НИС (Корея, Тайвань, Гонконг), Китай, Индия, Страны Персидского залива, Бразилия, Австралия и т.д.

Общая характеристика мирового промышленного комплекса
Промышленность является первой ведущей отраслью материального производства. В настоящее время для развития промышленного комплекса характерны тенденции: 1. снижение темпов развития промышленности; 2. изменение отраслевой структуры промышленности, т.е. уменьшение доли обрабатываемых отраслей и увеличение доли добывающих отраслей; 3. изменение географии промышленности, т.е. соотношение производственной промышленной продукции между странами севера и юга. В развивающихся странах темпы развития промышленности намного опережают темпы развития промышленности в развитых странах.
Структура: 1. топливно-энергетическая промышленность. 2. горно-добывающая промышленность. 3. черная и цветная металлургия. 4. машиностроение. 5. химическая промышленность.

Основные положения рационального природопользования
Природопользование - это хозяйственная эксплуатация природных ресурсов с целью получения экономической выгоды. Виды природопользования:1. Рациональное и нерациональное. 2. Общее и специальное.
Общее - это природопользование которое осуществляется гражданами для личных нужд. Специальное - осуществляется физическими и юридическими лицами в соответствии с разрешительной системой и контролируется специально уполномоченными гос. органами.
Направления природопользования:
1. Изъятие из природной среды необходимых для общества компонентов. 2. Использование территории и акватории, как исходного базиса для пространственной организации общества. 3. Сбрасывание в окружающую среду отходов деятельности человека. 4. Включение в природу технических систем и устройств.
Принципы рационального природопользования: 1. Принцип системного подхода (комплексная оценка воздействия производства на среду и прогнозирование ее ответных реакций). 2. Принцип оптимизации природопользования (принятие целесообразных решений в использовании природных ресурсов на основе экономического и экологического подхода). 3. Принцип опережения темпов заготовки и добычи сырья темпами выхода полезной продукции. 4. Принцип гармонизации (отношение природы и производства). 5. Принцип комплексного использования природных ресурсов и концентрация производства.

Определение, предмет изучения экономической географии
География в переводе с греческого означает «землеописание» («гео» - земля, «граф» - пишу). ЭГ – комплексная наука, рассматривающая природу и общество в тесной взаимосвязи.
Объектом исследования является часть географической оболочки, активно вовлеченной в деятельность общества. Предметом изучения курса ЭГ является территориальная организация экономики (народного хозяйства). Экономическая и социальная география России изучает объективные закономерности и специфические особенности территориальной организации производительных сил (населения, природопользования и хозяйства) страны в соответствии с общими и региональными природными, экономическими и социально-географическими условиями.
Предмет ЭГ включает: 1) формы территориальной организации общественного производства. Закономерности территориального размещения отраслей производственной и непроизводственной сфер; 2) природно-ресурсный потенциал, его хозяйственная оценка, экономика природопользования; 3) отраслевые, межотраслевые, территориальные экономические связи; 4) системы расселения населения, территориальная структура трудовых ресурсов.
ЭГ изучает перечисленные направления во времени и пространстве как по стране в целом, так и на более мелких территориальных уровнях: местном, районном, национальном и межнациональном. Пространственный аспект означает, что любой объект закреплен на территории, которая определяет ее свойства, условия, пути развития; временной - с течением времени любой объект изменяется, как и территория на которой он закреплен.
ЭГ изучает размещение производительных сил в соответствии с производственными отношениями. Производительные силы - средства труда, предметы труда и люди, приводящие их в движение. Связь ЭГ с общей экономической теории, отраслевыми экономиками, статистикой, народнохозяйственным прогнозированием и другими смежными дисциплинами.

Метод и задачи экономической географии
Методологической основой ЭГ является системный подход. Методы - это пути исследования, способы изучения объекта. Общенаучные методы применяются в науках, имеющих родственный (или близкий) объект или предмет. Такими являются: исторический, описательный, количественных оценок, балансовый, нормативный, статистический и другие. Специфические методы выработала и применяет сама ЭГ: картографический, экономическое районирование, энерго-производственные циклы, территориально-производственные комплексы (ТПК).
Задачи развития науки: 1. Изучение уже сложившегося размещения производительных сил. 2. Изучение проблематики развития района, построение прогноза его развития. 3. Сопоставление имеющегося размещения производительных сил с научно-обоснованным, рациональным. Поиск оптимального варианта размещения.

Природно-ресурсный потенциал
Под природно-ресурсным потенциалом понимается совокупность природных ресурсов, которые могут быть использованы в народном хозяйстве. Природно-ресурсный потенциал региона включает следующие виды ресурсов: 1. Минерально-сырьевые. 2. Растительные. 3. Земельные. 4. Водные. 5. Животный мир. 6. Климатические.
Под минеральными ресурсами понимаются запасы полезных ископаемых, образовавшихся под влиянием различных геологических процессов и располагающихся в земной коре. Ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые. Виды минерального сырья: рудное и нерудное (угли, нефть, соли, газ).

Факторы размещения производства
Природные факторы: наличие природных ресурсов, их количественная и качественная оценка; климатические и экологические условия. Возрастающая роль экологического фактора при обосновании размещения производства по территории страны. Природный фактор развития и размещения сельскохозяйственного производства. Региональные различия в природных условиях и их влияние на уровень всех элементов затрат. Технико-экономические показатели, отражающие природные факторы.
Демографические факторы: численность населения и его расселение; половозрастная структура населения; естественное и механическое движение населения в масштабе всей страны и в территориальном разрезе; численность трудовых ресурсов и их половозрастная структура; уровень квалификации наличных трудовых ресурсов. Показатели, отражающие демографические факторы.
Экономические факторы: пространственное положение района, размещения производства; транспортная обеспеченность; уровень развития объектов производственной и социальной инфраструктуры; объем капитальных и текущих затрат в районе размещения объектов. Показатели, раскрывающие сущность стоимостных факторов.

Структура населения
Население страны размещается по ее территории крайне неравномерно, в зависимости от уровня развития производительных сил, наличия природных ресурсов, климата. Оно характеризуется такими показателями, как: общая численность населения (на 1.01.2000 - 146 млн. чел.), удельный вес численности населения территории (например, Поволжья) к населению страны (12%) , плотность населения (9 чел на 1 кв. км).
Численность населения изменяется под влиянием следующих факторов (1999, на 1 тыс. человек): естественного движения (рождаемость – 8.4, смертность – 14.7, естественный прирост (убыль) – минус 6.3) и механического движения – перемещения человека с одной территории на другую (1999г., тыс. чел.): прибытие - 367, выбытие - 215, сальдо механического притока - 152. Возрастная структура населения - распределение населения по возрастным группам (1989 и 1999 (%): моложе трудоспособного (до 16 лет) - 24.5 и 20.7; трудоспособного (муж. 16-59, жен. 16-54) – 57.0 и 58.5; старше трудоспособного – 18.5 и 20.8.
Средний размер домохозяйства (коэффициент семейности) в1994г.-2.84, (город-2.84, село-2.85). Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (1989 и 1998, лет): все население - 70 и 67; мужчины- 64 и 61; женщины - 74 и 73. С 1995 года наблюдается рост продолжительности жизни. Территориальная структура населения – это расселение по территории страны, аккумулирующее население в различных типах городских и сельских поселениях (города, поселки городского типа; с/х поселения; поселения, не связанные с с/х; ж/д станции, пристани; связанные с местами отдыха).

Трудовые ресурсы
Трудовые ресурсы – главный элемент производительных сил и основной источник развития общества. Под ними понимается та часть населения, которая благодаря совокупности физических и духовных способностей может трудиться: мужчины от 16 до 60 лет; женщины от 16 до 55 лет; население за пределами трудоспособного возраста, но принимающее участие в общественном труде.
Основным методом планирования трудовых ресурсов является балансовый. Составные части баланса труда: баланс времени, необходимый обществу; баланс рабочего времени; сводный баланс трудовых ресурсов; балансовые расчеты (потребность в подготовке квалифицированных кадров; потребности в рабочей силе; трудоустройство молодежи на работу и учебу; дополнительные потребности в рабочих и служащих и источников ее обеспечения; занятости по полу).
Сводный баланс трудовых ресурсов – единственный документ, отражающий все основные пропорции в использовании экономически активного населения. Экономически активное население (рабочая сила) - это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного населения включает занятых и безработных. Занятые в экономике - работающие по найму и работающие не по найму, т.е. самостоятельно обеспечивающие себя работой. Безработные - по методике Международной организации труда (МОТ), лица 16 лет и старше: не имеют работы (доходного занятия); занимаются поиском работы (в любой форме); готовы приступить к работе. Уровень безработицы - удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения.

Уровень жизни населения
Показатели уровня жизни можно условно разделить на 10 групп: доходы населения (в том числе по отношению к прожиточному минимуму), платные услуги населению, образование, наука и инновации, культура, здравоохранение, туризм, жилищные условия населения, жилищное и социально-культурное строительство, преступность. Обобщающий показатель - продолжительность жизни.

Транспорт
Обеспечивает производственные связи, обмен продукцией и перемещение населения внутри поселений и между различными р-нами страны, а также внешнюю торговлю. Транспорт подразделяется на сухопутный (ж/д и автомобильный), водный (морской и речной), воздушный, трубопроводный и электронный (ЛЭП). В нашей стране развиты все виды транс. В 2000 г. в перевозках всех грузов на долю трех видов транс. (ж/д-41%, трубопроводного-32% и автомобильного-21%) приходилось почти 95%.
Несмотря на спад грузовых и пасс. перевозок, доля транс. в ВВП страны возросла из-за роста тарифов на перевозки. В результате перевозки многих видов сырья и продукции стали невыгодными. В последние г. снизился целый ряд важных для отрасли экономических и технологических показателей, в т.ч. состояние и качество дорожных путей. Сокращение выпуска продукции транс. машиностроения (магистральных тепловозов, грузовых вагонов, грузовых автомобилей и др.) будет оказывать все большее негативное влияние на состояние тех. парка.

Железнодорожный транспорт
Железнодорожный транспорт - по-прежнему основной вид транс. в России. По протяженности железнодорожной сети страна уступает лишь США. Первые ж/д в России были построены в сер. 19 в.: в 1851 г. вступила в строй первая крупная железнодорожная магистраль Москва – Санкт-Петербург.
Для основных железнодорожных магистралей Европейской части России характерно радиальное расположение ж/д, сходящихся к Москве.
В Сибири железнодорожная сеть имеет в основном широтное направление. Особое значение имело строительство Транссибирской магистрали. Действуют также широтные дублеры Транссибирской магистрали, и, прежде всего, Южно-Сибирская дорога. Еще раньше (в период 1-й мировой войны) была построена линия Семипалатинск – Барнаул – Новосибирск (дающая выход на Туркестано-Сибирскую магистраль).
Изменившееся (после распада СССР) геополитическое положение России отрицательно сказалось на осуществлении железнодорожных связей с зарубежными странами. Теперь Россия связана ж/д с государствами Восточной и Западной Европы только через страны ближнего зарубежья (Украину и Белоруссию). Прямой выход имеет только ж/д из Калининграда на Запад, но сама Калининградская обл. - отдельный анклав на побережье Балтийского моря. Отрезана ныне Россия и от морской железнодорожной переправы Ильичевск – Варна, оставшейся за Украиной.
Осуществляется переориентация железнодорожных перевозок из России в страны Европы, например, через территорию Финляндии и ее порты вместо выхода к портам в государствах Балтии. Закончилось строительство 126-километровой ж/д в Карелии: от станции Коцкома на магистрали Москва - Мурманск к Ледмозеро (на З., к ж/д Финляндии).
Шансы финских портовиков также возрастут после введения в эксплуатацию новой сверхскоростной железнодорожной супермагистрали Москва-Санкт-Петербург, которую решено продлить до Хельсинки. Единая ширина рельсовой колеи - реальность транс. сети России, Финляндии и Эстонии - определяет конструктивный характер сотрудничества. На ж/д МПС России на 1 января 2001 г. протяженность дефектных и выработавших свой ресурс рельсов в главных путях составила более 10% общей протяженности. В пути эксплуатируется 9,0 тыс. дефектных стрелок (5,0% от их общего числа) и 9,0 тыс. дефектных крестовин (5,2% от их общего числа).

Морской транспорт
Значение морского транс. для России определено положением ее на берегах морей акватории трех океанов: Атлантического, Сев. Ледовитого и Тихого. Протяженность морских границ России около 40 тыс. км. Изменились условия использования Россией важнейших портов бывшего СССР на Черном, Азовском, Балтийском и Каспийском морях, а также на Дунае, ставших заграничными для нашей страны.
Россия располагает 43 основными морскими торговыми портами, в которых эксплуатируются 330 перегрузочных комплексов для обслуживания транс. флота с причальным фронтом длиной более 50 км и мощностью почти 200 млн. т груза в г. У России остались 8 пароходств из 17 бывшего СССР, примерно половина тоннажа торгового флота. Значительная часть современных судов, танкеров находится теперь у государств Балтии и Украины, в т.ч. и крупнейшие порты - в Таллинне, Клайпеде, Риге, Вентспилсе, Одессе и др.
В Калининграде находится самый З. порт России, один из четырех и единственный незамерзающий на Балтийском море. В Балтийске (Калининградская обл.) - главная база Балтийского флота. В глубине Финского залива действуют Санкт-Петербургский и Выборгский порты. На Черном море, в Новороссийске, находится главный нефтеналивной порт России. На Азовском море остался единственный порт - Таганрог. Далее из крупных портов можно назвать Мурманск, Архангельск, Владивосток, Находку, Ванино. Остальные порты (их около 30-ти) - в основном небольшие.
С потерей Дунайского флота прерваны торгово-транспортные, пассажирские и туристские связи России с Придунайскими странами. У России почти нет на Северо-западе и Юге удобных приморских участков для строительства новых портов. Однако намечено строительство трех портов в Финском заливе и порта на Азовском море. Должно увеличиться значение портов на Тихом океане и на Сев. морском пути.

Речной транспорт
Наша страна имеет густую речную сеть. Многие р. судоходны. На конец 2000 г. в РФ насчитывалось 1,7 тыс. речных причалов общего пользования (на начало 95г.- 2,4 тыс.) с протяженностью причального фронта более 135 км, из них 66% приходится на грузовые причалы (90 км).
Основным в России является Волга-Камский речной бассейн, к которому тяготеет экономически развитая часть страны (40% грузооборота речного флота). Благодаря Волго-Балтийскому, Беломорско-Балтийскому и Волга-Донскому судоходным каналам Волга стала стержнем единой водной системы европейской части России, а Москва - речным портом пяти морей.
Огромными по протяженности судоходными речными путями располагают Сибирь и ДВ. Здесь протекают величайшие р. России - Амур, Енисей, Лена, Обь и их притоки. Все они используются для судоходства и сплава леса, перевозки продовольствия и промышленных товаров в отдаленные районы.
Р. связывают южные р-ны З. и Восточной Сибири с Заполярьем. По Оби и Иртышу тюменская нефть транспортируется в Омск и другие г. Обь судоходна на протяжении 3600 км. Енисей судоходен на протяжении свыше 3300 км (навигационный период продолжается 4-5 месяцев). Порты нижнего течения Енисея - Дудника и Игарка - доступны для морских судов, следующих по Сев. морскому пути. Крупнейшие перевалочные пункты грузов с рек на ж/д - Красноярск, Братск.
Судоходство по Лене осуществляется на протяжении свыше 4 тыс. км. Осетровский речной порт (Усть-Кут) связан с Транссибирской магистралью и является крупным перевалочным пунктом для грузов, следующих по Лене. Важнейшей речной магистралью ДВ является Амур. Судоходство осуществляется на всем протяжении р. Основные грузы - зерно, рыба, лес, уголь, металлы, машины.

Трубопроводный транспорт
Занимает очень важное место в единой транс. системе страны. Его удельный вес в общем, грузообороте постоянно возрастает. Размещение трасс трубопроводов существенно отличается от направлений ж/д и автомобильных дорог. Оно меньше зависит от рельефа местности, что позволяет прокладывать их по кратчайшему пути. Этот вид транс. может функционировать в любых климатических и погодных условиях, потери при транспортировке минимальны.
Нефтепроводы появились в России еще в начале ХХ века (Баку-Батуми). В дальнейшем создание мощных магистральных нефтепроводов было связано с открытием новых месторождений нефти в Волга-Уральском р-не, а затем в З. Сибири. Трубопроводы проложены в восточные (до Байкала), ц., З. р-ны России и далее в государства Зарубежной Европы. Вдоль трасс нефтепроводов, за многие тыс. километров от мест добычи ценного сырья, выросли нефтеперерабатывающие заводы.
Первый 800-километровый магистральный газопровод (Саратов-Москва) был построен сразу после Великой Отечественной войны (1947 г.). Сеть магистральных газопроводов позволила перевести ряд крупных электростанций на газ.

Автомобильный транспорт
Наиболее маневренный вид транспорта. Важное место в перевозках грузов принадлежит в тех р-нах, где нет других видов транс., например в некоторых р-нах Европ. С, Сибири и ДВ. А также он имеет преимущество при перевозке грузов и пассажиров на короткие расстояния.
Велико значение автомобильного транспорта в обслуживании промышленности и с/х, торговой сети и строительства. Этот вид транс. обеспечивает в широких масштабах пасс. перевозки, особенно местные.
Для минимального удовлетворения социально-экономических потребностей регионов требуется не менее 1,5 млн. км дорог или вдвое больше, чем имеется. В настоящее время 34,5% сельских нас. пунктов РФ не имеют дорог с твердым покрытием для связи с сетью путей сообщения общего пользования. По существу многие жители не имеют надежного выезда даже в районные центры.
Особое дело - качество дорог. Низкое качество имеют а/д общего пользования: 9% автодорог приходится на грунтовые, почти треть дорог имеют гравийное, щебеночное и мостовое покрытие. Твердое покрытие (асфальтовое, бетонное, щебеночное, гравийное или смешанное) имеют примерно 75% дорог России. Из общего числа дорог общего пользования - 558 тыс. км, в т.ч. федеральных - 45,4 тыс. км. Остальные дороги - внутрихозяйственные и ведомственные. Для сравнения: в США - 300 тыс. км федеральных дорог, которые составляют костяк автодорожной сети.
Даже при сравнении с автодорожной системой стран "ближнего зарубежья" (бывших республик СССР) получается, что Россия занимает последнее место - 24 км дорог на 1000 км* территории. (рядом по данному показателю только Туркмения и Казахстан). Государства Балтии имеют 300-330 км2, Азербайджан и Молдова - по 290 км на 1000 км2 их территории.
По уровню обеспеченности автодорожной сетью территории. России можно разделить на три зоны. Это Европейская - с относительно развитой сетью дорог (более 100 км на 1000 км* или всего 1 м на 1 га площади) (см. картосхему). Как правило, г. с обл. ц. связаны дорогами с твердым покрытием. Далее Южная зона - в неразвитой и локальной сетью (около 40 км на 1.000 км2) И третья зона – Сев. (включающая почти всю Сибирь и ДВ) - это сплошное бездорожье. Автотранспорт представлен вездеходами, которые в дорогах не нуждаются. А имеющиеся дороги используются сезонно (например, "зимники"). Правда и края здесь в основном безлюдные.

Авиационный транспорт
Наиболее дорогой вид транспорта, но в то же время самый быстрый. Первая в России воздушная линия была открыта в 1923 г. (Москва-Нижний Новгород).
В настоящее время широко развита сеть авиалиний, связывающих важнейшие промышленные центры страны, а также столицу России - Москву - со столицами стран СНГ, столицами и г. многих государств мира. Развито воздушное сообщение между крупными г. и курортами. Москва с несколькими аэропортами - Внуково, Шереметьево, Быково, Домодедово - стала главным узлом воздушных линий всей страны. Исключительно важную роль играет авиационный транс. для р-нов С., Сибири и ДВ, удаленных за тыс. километров от ц. страны и часто недоступных для других видов транс.
Кроме перевозки грузов (около 2 млн. т в г.) и пассажиров, самолеты и вертолеты гражданской авиации используются в разных отраслях нар. х-ва: для аэрофотосъемки, при проведении проектно-изыскательских работ, в с/х, при тушении лесных пожаров и др.

Химический комплекс
Комплекс включает: химическую, нефтехимическую и микробиологическую промышленность. Химическая и нефтехимическая промышленность имеет тесную взаимосвязь со многими отраслями ЕНХК РФ, получая от различных отраслей страны первичное и вторичное сырье, а взамен поставляют готовую продукцию.
В составе химической промышленности выделяют: 1) горнохимическую промышленность (добыча хим. сырья), 2) основную хим. (пр-во солей, кислот, щелочей, минер. удобрений), 3) хим. органического синтеза (пр-во исходных продуктов органического синтеза: кислот, спиртов), 4) пр-во полимерных материалов (синтетических смол и пластмасс, хим. волокон, синтетического каучука и др.). При переработке полимерных материалов получают шины, резинотехнические изделия и проч. К хим. отрасли относится также 5) производство хим. реактивов и особо чистых веществ, 6) лаков и красок, 7) бытовая хим.
На концентрацию хим. промышленности оказывает существенное влияние: не распространенность некоторых видов сырья, комплексное его использования, комбинирование пр-ва и развитие техники.
Принципы размещения – приближение пр-ва к источникам сырья, топливно-энергетическим ресурсам и р-нам потребления; рациональное разделение труда и комплексное развитие хозяйств регионов.
Факторы – сложившееся размещение хим. промышленности; уровень развития НТП; экономического развития р-на; размещение сырьевой и топливно-энергетической базы; транс. обеспечение; трудовые ресурсы; потребительский фактор; экологический фактор.

Лесной комплекс
Значение лесной промышленности обусловливают колоссальные запасы древесины и широкое территориальное распространение лесных ресурсов. Лесные площади в России составляют 766 млн. га, больше чем в США, Канаде, Швеции и Норвегии вместе взятых. Запасы древесины так же огромны. В лесах сосредоточено более половины мировых запасов хвойных пород, более ценных, чем лиственные породы. При размещении отраслей лесной промышленности надо учитывать особенности лесохозяйственного пр-ва, принципы и факторы размещения, типы лесопромышленных районов, качественную сторону базы, ее перспективы, задачи, стоящие перед комплексом. Факторы размещения: сырьевой, географическое положение р-на, наличие трудовых ресурсов, транс. сеть, потребительский. Принципы размещения: комплексность, приближение к р-нам лесозаготовок, непрерывность и неистощимость лесных ресурсов, рациональное использование.
Лесные ресурсы довольно неравномерно распределены по территории нашей страны. Эксплуатационные леса расположены в основном в Сибири, на ДВ и на Северо-европейской части РФ (в труднодоступных р-нах, часто вдали от путей сообщения). В Европейской части РФ потребляется примерно 75% всех лесоматериалов. Поэтому удовлетворение потребностей в древесном материале зависит в очень большой степени от восточных р-нов. Произошел сдвиг лесозаготовок в сторону многолесных (лесоизбыточных) р-нов. С р-н, У и Сибирь дают в настоящее время 75% деловой древесины (лесные ресурсы Европейской части России также эксплуатируются очень интенсивно).
Основным потребителем деловой древесины является лесопиление, которое служит базой для дальнейшей обработки древесного сырья. Так как р-ны заготовки древесины удалены от главных р-нов потребления, то перевозка осуществляется по ж/д на все большие расстояния. Помимо железнодорожного в перевозках лесных грузов большую роль играет речной транс.

Строительный комплекс
Включает в себя производство стройматериалов и широкую сеть различных строительных и проектно-изыскательских организаций. В производство строительных материалов входят: цементная промышленность; промышленность сборного железобетона; пр-во извести; гипса; оконного стекла; асбестовая и другие.
Факторы размещения: природно-климатические условия; наличие сырьевой базы; объемы капиталовложений; уровень экономического развития региона; наличие собственной строительной базы и мощностей в регионе и т.д. Особенности комплекса, влияющие на размещение и развитие: наличие собственной специализированной материально-технической базы; комплексность развития; обособленность отраслей внутри комплекса; целевая направленность на обеспечение целостности комплекса; маневренность отдельных его видов.
Отрасли строительных материалов тяготеют к сырьевому и потребительским факторам.
Преимущественно сырьевая ориентация – цемент, пр-во кирпича, асбестовых и шиферных изделий, стекла, гипса, извести и т.д. Преимущественно потребительская ориентация: железобетонные изделия и бетон, мягкая кровля. Строительный комплекс – звено любого ТПК.

Агропромышленный комплекс
Состав отраслей АПК, его роль и место в жизни страны. АПК включает в себя отрасли, совместно решающие задачу обеспечения потребности людей в продуктах питания. Кроме непосредственно отраслей с/х сюда относят также отрасли, обслуживающие с/х (с/х машиностроение, ремонт техники, пр-во минер. удобрений и ядохимикатов, комбикормовая и микробиологическая промышленность, мелиоративное строительство и т.д.), а также отрасли, обеспечивающие переработку, хранение, транспортировку и реализацию продукции (заготовка и хранение, пищевая промышленность, первичная переработка непродовольственного сырья, легкая промышленность, торговля). Россия обладает огромным земельным фондом – 1,7 млрд. га., но земельные площади, используемые в с/х - пахотные земли, сенокосы, пастбища и многолетние насаждения (сады и виноградники), составляют лишь 0,2 млрд. га. РФ занимает третье место в мире, после Китая и США, по площади с/х угодий.

Машиностроительный комплекс
Машиностроение – одна из ведущих отраслей промышленности. РФ. Создавая наиболее активную часть основных производственных фондов – орудия труда, на его долю приходится более 1/3 объемов пр-ва товарной продукции. РФ. В структуре машиностроения насчитывается 19 крупных комплексных отраслей (энергетическое и транс-е машиностроение, электротехника, станкостроение, тракторное и с/х машиностроение и др.); более 100 специализированных подотраслей и пр-в.
Выделяют в зависимости от металлоемкости и трудоемкости: тяжелое (большое потребление металла, малая трудоемкость); общее (средние нормы металла, энергии, невысокая трудоемкость); среднее (малое потребление металла, высокая трудоемкость).
Роль комплекса в ЕНХК: определяет пути совершенствования и темпы роста всего нар. хозяйственного комплекса; выступает как районообразующий фактор; влияет на масштаб и темпы внедрения оборудования; создает орудия труда; отражает степень развития НТП. Факторы, определяющие развитие и размещение машинного комплекса: природные условия; объемы капиталовложений, их источники; специализация и уровень развития р-нов; базовый уровень науки и техники; транс. сеть; наличие трудовых ресурсов; масштабы и география потребителей; транспортабельность сырья и готовой продукции; экологическая обстановка в регионе.

Топливно-энергетический комплекс
В состав ТЭК входят: естественный газ, нефть, уголь, электроэнергия (вырабатываемая ГЭС, АЭС и геотермальными электростанциями); дрова; торф и сланцы. РФ обладает огромными ресурсами нефти. Главные нефтяные р-ны – ЗС, Волго-Уральский. Особенно перспективными являются континентальные шельфы на Европейском севере и ДВ. РФ занимает 2 место в мире по добыче нефти (1999г.).
Газовая промышленность – самая молодая отрасль ТПК. Она же является и наиболее эффективной. Основные месторождения расположены в З. Сибири, где выделяются три крупные газоносные обл.: Тазовско-Пурнейская (месторождения: Уренгойское, Ямбургское, Медвежье, Тазовское); Березовская (Пахромское, Игримское, Пургинское).
Пр-во газа: 1 место в мире (1999г.) - 584 млрд. куб. м. (2000г.). РФ занимает первое место в мире по запасам угля. Угольная промышленность обеспечивает топливом 40% энергетических, 15% коксохимических, более 20% промышленности и коммунальных котельных. Запасы угля размещены неравномерно. Большая часть находится за У., в Сибири. Угольные ресурсы различаются по: глубине залегания запасов, зольности, теплоте сгорания. На очередность эксплуатации угля влияют: транс. обеспеченность; уровень и возможность дальнейшего развития производственной и социальной инфраструктуры; формы территориальной организации пр-ва; производственный и научный потенциал; экологическая обстановка.

 
   
© 2004 -2015
   
 
Использование материалов сайта в коммерческих целях без разрешения администрации категорически запрещено
Rambler's Top100 Юмор и развлечения